Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

48      Воспитание зрительной системы

Маленькие дети не боятся смотреть. Они видят, замечают, наблюдают, анализируют и исследуют весь окружающий мир, нередко задерживая на чемлибо свой взгляд. Это один из важных способов познания мира. Слепые дети познают мир используя другие органы чувств.

По мере того, как мы вырастаем, мы часто "передаем другим свои глаза", да и сами смотрим на мир глазами других людей. Хорошим примером этому является сказка: "новое платье короля". Мы и детей заставляем не доверять их собственным глазам. Мы говорим: "что о нас подумают?" беспокоясь о том, как видят другие наши поступки. Мы заботимся о том, как наши дети одеты, не потому, что нам лично это важно, а потому что для нас имеет значение, как они выглядят в глазах окружающих. Возвращение первоначальной, существовавшей в детском возрасте, способности видеть, способствует познанию и росту личности, укрепляет доверие к себе, способствует установлению комфортных отношений. Способность правильно видеть и осознавать необходима для установления хороших контактов между личностью и миром.

Наблюдение и воображение иногда сплетаются между собой. Мы способны увидеть лишь то, что доступно взору и не можем видеть внутреннюю работу чьихлибо ума или сердца. Мы можем всего лишь представить себе, о чем человек думает и что он чувствует. На пути нашей способности видеть, помимо абстрактного представления о чувствах других людей, могут возникать и другие препятствия, например, привычка предполагать возможное будущее, вместо того, чтобы видеть в настоящем.

Мы уже говорили прежде, что ребенок еще до своего рождения уже воспринимает мир через внутреннее моделирование этого мира матерью. Существует мнение, что такого рода восприятие имеется уже у зиготы (оплодотворенная половая клетка) но, конечно, это восприятие носит общий характер. Ребенок может узнавать звуки, которые он слышал до своего рождения и, возможно, в некоторых случаях, будет узнавать объекты внешнего мира, которые видела его мать. В связи с этим становится понятным, почему у некоторых людей иногда возникает "чувство знакомого", когда они встречается с объектами, с которыми прежде встречалась их мать. Это связано с тем, что внешний мир воспринимается нами не только посредством органов чувств, но и через вибрации, которые излучает каждое существо, каждый предмет и даже каждая идея. И, конечно, они воспринимаются как некая добавка к сенсорному восприятию не только матери, но и развивающегося в ней плода. Разумеется, для матери это происходит на подсознательном уровне, но для еще не родившегося ребенка, сенсорная система которого еще в полной мере не обременена восприятием внешнего мира, такого рода вибрации для его развития имеют основное значение.

И, кроме того, зрительные восприятия матери участвуют в формировании зрительной системы плода. Разумеется зрительная система у родившегося ребенка еще не совершенна и дальнейшее ее формирование будет происходить еще в течение нескольких лет. И во многом от взрослых зависит будет ли ребенок близоруким, имея слабую, ранимую зрительную систему, или же оно (зрение), как у нас принято говорить, будет в пределах нормы.

Для того, чтобы зрительная система вашего малыша была хорошо? сформирована, необходимо для ее воспитания соблюдать следующие четыре условия. 1) Необходимо чтобы то, что часто видит ребенок не было бы серым, монотонным, одноцветным. Игрушки должны быть яркими, цветными, но не слишком в большом количестве. 2) Подвешенные над кроваткой игрушки должны быть неодинакового размера и маленькие должны чередоваться с большими, а не располагаться в последовательности убывания их величины. Различение у ребенка еще несовершенно и по контрасту он будет различать лучше. 3) По форме игрушки так же должны значительно отличаться друг от друга и не быть похожими на "братьев близнецов", как это часто у нас бывает. И наконец, 4) Необходимо, чтобы игрушки располагались на различном расстоянии от глаз, что будет способствовать развитию аккомодационной системы зрения. Периодически нужно менять ассортимент игрушек.

К великому сожалению, новорожденных, да и детей более позднего возраста, родители держат в том положении, которое наименее эффективно для развития ребенка на спине, иногда на боку. Представьте себе, если бы родившийся жеребенок длительное время находился на спине вверх ногами. Для его развития это было бы не достаточно удобное положение. Любое животное стремится занять естественное для себя положение и это всегда не вверх ногами. Некоторые родители могут возмутиться, говоря, что если положить ребенка вниз лицом, то он может задохнуться. Существует даже такое мнение, что: если ребенка держать вверх спинкой, то в последствии его ступни будут похожи на ноги Чарли Чаплина носками в стороны. (И почемуто никто не говорит, что тугое пеленание якобы сделает ребенка круглым/ как сосиска). В действительности ничего этого не происходит, но появляется нечто другое ребенок начинает ползти. Конечно, начинается это с хаотических движений, которые со временем приобретают определенную систему и это в значительной степени ускоряет его не только физическое, но и психическое развитие. Дело в том, что по мере того, как малыш делает более или менее удачные попытки ползти, этим самым он меняет расстояние между собой и объектами которые находятся перед ним. При сочетании движения с одновременным сенсорным восприятии внешнего мира формируется интеграция между двигательной и сенсорной системами головного мозга. И, в связи с этим, возникает вначале смутное, но со временем все более ясное осознавание отделенности себя от внешнего мира, "я" и "не я", мира, в котором можно передвигаться, чтобы достичь какоголибо объекта. Но об этом мы более подробно поговорим позже.

Когда вы заметите, что ребенок как бы случайно задевает руками игрушки, находящиеся в пределах его досягаемости, то это значит, что его двигательная система стала более координированной и, кроме того, он уже начинает различать отдельные игрушки. Теперь вы уже можете называть ему их характеристики. Касаетесь рукой шарика и говорите: "большой шарик", а потом касаетесь шарика поменьше и говорите: "маленький шарик". Причем размеры выделяете еще и интонацией голоса. Или то же самое делаете для различения формы, показывая и называя кубик или шарик, а для различения цвета красный кубик, синий кубик. Слова нужно произносить спокойным не громким голосом, медленно и четко. Для того чтобы зрительная система получала достаточно интенсивный раздражитель, необходимо, чтобы в комнате, где находится ваш ребенок, было достаточно света. Освещенность можно уменьшать, когда пришло время укладывать его спать. Познавательная способность ребенка падает, если его руки и ноги спеленаты. Существует мнение, пришедшее от наших бабушек, что ребенок случайно взмахнув руками может сам себя напугать. Дети никогда не пугают сами себя, а если это и происходит иногда, то только потому, что это делают взрослые. Чтобы ребенок случайно не поцарапал себя, размахивая ручками, можно зашить в его распашонке рукава. Да и то не на все время его младенчества, потому что вслед за попыткой коснуться игрушки руками, что возможно и при зашитых рукавах, ваш малыш будет делать попытки касаться их пальчиками. А это очень важный период в познании внешнего мира. Для развивающегося мозга ребенка нельзя назвать благоприятным, когда его окружает серая или какогото другого цвета, однообразная монотонная среда. Окружающая обстановка, имеющая радостный цветной фон, будет способствовать развитию в вашем малыше оптимизма, а серый, мрачный пессимизма. А как известно, оптимизм способствует успешному развитию компенсаторных психических возможностей человека и более успешной его деятельности во внешнем мире.