Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека
Мудрость живет в сердце |
ЗаключениеАлександр Тихомиров. Знаки на путиЗаключениеОсновным ограничителем духовного роста (каким бы путем человек ни шел) является неправильное представление о возможностях высшего и низшего "я" и неправильное распределение своих усилий. Высшее "я" может все, низшее "я" не может ничего, кроме удовлетворения собственных потребностей. Низшее "я" всегда эмоционально куда-то стремится, высшее "я" не эмоционально, оно задает общее направление движения и указывает на препятствия; при этом оно никогда не ошибается и не ставит перед человеком задачи, которые он на данном этапе не может выполнить. Низшее "я" по сути занято бегом с препятствиями, оно само себе их ставит, затем с наслаждением преодолевает; это занятие не имеет отношения к духовному росту, хотя по виду похоже на него. Разница состоит в том, что высшее "я" всегда имеет трансцендентные, то есть принципиально недостижимые для воплощенного человека цели (добро миру, постижение мира, соединение с Богом и т. п.), и эти цели постоянно просвечивают сквозь те препятствия, которые преодолевает человек на своем духовном пути, и сквозь те локальные цели, что он себе ставит. Как только локальные цели или препятствия (хотя бы и подсознательно) затмевают трансцендентную устремленность, духовный рост прекращается и начинается бег белки-эго в колесе майи.
Москва, 1983-84 гг. ПриложениеАфоризмы по главамВступлениеНезнание закона не является смягчающим вину обстоятельством. Если вопрос задан правильно, ответ будет неожиданным. Символика играет в духовной жизни большую роль, чем кажется. Для того чтобы решить проблему, следует встать над ней. А как быть с Богом? Преодоление штампов есть необходимая духовная работа.
Глава 1. Единство мираЕдинство мира не дает покоя человеку.
Глава 2. Свобода воли и творчествоОткровение всегда истинно. Ошибочной бывает интерпретация. Мысли и чувства человека ему не принадлежат. Они откуда-то приходят и куда-то уходят, а им лишь регистрируются. Поэтому их следует уважать. Любой выбор имеет духовный смысл. Не следует думать, что грубые оболочки физического тела, личности и образа мыслей так уж ограничивают свободу высшего "я". Высшее "я" всегда абсолютно свободно. То, что субъективно переживается как несвобода, есть несвобода эго. Поделом вору мука. Творчество есть совместная медитация человека и Бога. Произведение искусства возражает против того, чтобы на нем стояла фамилия автора. Обучение есть творчество. Критерий выбора всегда эстетический, хотя бы подсознательно.
Глава 3. Добро и злоУ Бога свои взгляды на добро и зло, и у Него есть на это моральное право: Он видит мир целиком, все знает, все помнит и ни на что не закрывает глаза. Когда человеку кажется, что он причиняет зло кому-то, в самом деле он вредит только себе. Причинить зло человеку может только он сам. То же относится и к добру. Единственный способ причинить себе зло - это сузить сознание своего сердца. Зло возникает при несоответствии духовного уровня сфере сознания сердца.
Глава 4. Голоса>Когда у человека не происходит духовного роста, он умирает. Его страдания могут облегчить только пост или молитва. Прямой доступ из ментального сознания в сознание сердца всегда закрыт. Если сознание смотрит снизу вверх, то в это же самое время подсознание смотрит сверху вниз, и наоборот. Не суди о том, чего не воспринимаешь лично. Плохо, когда человек принимает голос эго за голос высшего "я". Однако обратная ошибка куда опаснее. Когда индивидуальное подсознание человека согласовано с общественным, голос высшего "я" услышать очень трудно.
Глава 5. Образ жизниСфера сознания сердца - это то, на что человек может смотреть объективно, не оставаясь при этом равнодушным. Эмоции и мысли суть реакции эго на внешний мир. Реакция высшего "я" на мир есть внимание. Гармонию в мир несет любовь, а не влюбленность. Не превращать первое во второе есть важнейшая духовная задача человека. Сила воли подобна силе мускулов. Развитие той и другой имеет одинаковое отношение к духовности. До аскетизма нужно дорасти. Для того чтобы изменить мир, нужно прежде изменить себя. Прямолинейные люди стремятся изменить мир, гибкие - свое отношение к нему. Мудрец ищет баланса между тем и другим. Наибольшее искушение для человека представляют его отношения со своими детьми. Здесь эго, впервые выходя за пределы личности, бесчинствует несказанно. Истинное благодеяние - это когда в ответ не хочется благодарить. Общение без духовной цели есть скорейшая дорога в ад.
Глава 6. ПознаниеВосприятие всегда сверхчувственно. Пять органов чувств суть лишь средства настройки внимания. Критерий истины не практика, а собственная душа. Логично, чтобы теорией познания занимался человек, который все знает. В сражениях за истину последняя участия не принимает. Познать - значит внутренне изменить себя. Понять - значит включить в себя. Духовный уровень служит естественным ограничителем в любом виде познания. Основная функция искусства - помочь человеку увидеть Бога в окружающем его мире. Всегда смотри на себя со стороны. Тогда увидишь, что эго - плоское. Надутое эго - плоское тоже. Входи молча. Если ушел в себя, возвращайся молча. Воспринимай и сопоставляй, но не оценивай. Включайся в ситуацию, но находись при этом над ней. Высшая добродетель есть умение вписаться в ситуацию, точно найдя в ней свое место и ощутив ее как духовную.
Глава 7. Бог и человекВера в Бога есть способ интерпретации видимых явлений. Верить в Бога не нужно. Нужно его ощущать. У любого человека свои обязанности перед Богом. Истинная индивидуальность человека заключается в особенностях мировосприятия его высшего "я". Бог исполняет все наши желания. Следует только иметь в виду, что Он слушает не букву, а дух желания и интерпретирует его со Своей точки зрения. Бог дает человеку не по вере, а по духовному уровню. Молитвы, медитации и мантры не влияют на духовный рост человека. В лучшем случае они расширяют ему возможности такового. |