Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Г Л А В А VI ТРОЙНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Открытие психического существа является первым шагом на пути к духовной перемене, Эта часть нашего существа вначале совершенно скрыта от нас, хотя мы и существуем в Природе как личности благодаря ей. Все остальные элементы человеческой при­роды неустойчивы и тленны, но психическое существо в нас пос­тоянно и никогда не меняется; оно содержит все возможности на­шего существа, но оно ничем не ограничено и не зависит от других составных частей человека, от всех недостатков и загрязнений нашего поверхностного существа. Психическое существо есть веч­но чистое пламя Божества (в материи), и наши внешние впечат­ления не могут пи осквернить, ни погасить его пламя...

Психическое существо содействует нашей естественной эво­люции и, в первую очередь, последовательному развитию тела, жизни (витала) и ума. Каждая часть действует самостоятельно или же в плохо согласованном партнерстве с остальными, для того, чтобы расти, развиваться и проходить через новый опыт. Душа собирает сущность всех наших умственных, чувственных и телесных впе­чатлений и усваивает их для дальнейшей эволюции нашего сущест­ва. Все эти действия скрыты (оккультны) и не выходят на по­верхность. На ранних физических и чувственных стадиях эволю­ции сознание души отсутствует; есть психическая активность, но она инструментальна и выявляет себя как витальное, физическое или же умственное действие (если ум активен). Но даже ум, пока он еще примитивен или только поверхностно развит, не сознает более глубокого значения этих действий... LD II, 25.

Непосредственное соприкосновение внешнего существа с ду­ховной действительностью есть первое условие полного проявления души. Психический элемент в нас, происходя из духовного мира, всегда направлен в феноменальной природе ко всему принадле­жащему высшей действительности, и может быть признан как его символ. Вначале наше психическое существо ищет эту действи­тельность через добро, правду, красоту и все; что чисто, прекрас­но, возвышенно и благородно. Однако, это прикосновение может подготовить природу человека, но не может радикально ее изме­нить. Для такой радикальной внутренней перемены необходимо непосредственное соприкосновение с самой действительностью, так как только это может затронуть основы нашей природы и вызвать в ней процессы, ведущие к трансформации. Умственные представ­ления, эмоциональные и динамические образы имеют свое значе­ние и ценность. Истина, Добро и Красота сами по себе являются главными и самыми мощными образами действительности, и вос­приятие их умом и сердцем может послужить средством для под­нятия сознания, но необходимо, чтобы мы пережили их духовную суть, так, чтобы то, что они представляют, вошло в наше сознание.

Душа может попытаться достичь контакта (с действитель­ностью) главным образом при помощи мыслящего ума как пос­редника. Она накладывает психический отпечаток на интеллект и на интуитивные способности и ведет их в нужном направлении. В своих высших стремлениях интеллект всегда склоняется к безлич­ному и в этих поисках начинает сознавать свою духовную суть, то есть безличную действительность, выражающую себя посред­ством внешних образов, но одновременно будучи выше всего это­го. Человек, таким образом, начинает сознавать высшую Истину, высшее Добро, Красоту, Чистоту и Блаженство; контакт становит­ся все более реальным, и он испытывает прикосновения Вечного и Бесконечного. Одновременно безличный и скрытый закон стано­вится все более и более очевидным. Разум развивается сначала в мудрость глубокого мыслителя, а затем в разум духовного мудре­ца, вышедшего за пределы абстрактной мысли и начинающего входить в область непосредственного переживания. В результате этого ум очищается, расширяется, становится спокойным и без­личным, Такое же успокаивающее воздействие распространяется и на другие части личности...

Более интенсивное усилие посредством ума не меняет равно­весия. Одухотворенный ум стремится подняться выше, выйти за пределы самого себя и, таким образом, теряет сознание формы и вступает в бесконечный, бесформенный и безличный мир. Тогда он познает неизменность Духа, пустоту истинного бытия, бесформен­ную Бесконечность и безымянный Абсолют. Этот кульминацион­ный пункт может быть достигнут более прямым путем посредством немедленного желания подняться над всеми формами, над всеми представлениями о добре и зле, об истинном и неистинном, о красоте и уродстве, стремясь к тому, что. превосходит всякий дуализм, то есть к переживанию высшего единства и бесконечности, а также других невыразимых ощущений души и духа. Таким образом достигается духовное сознание, жизнь становится спокойной, тело прекращает свои протесты и требования, сама душа сливается с духовной тишиной. Однако эта трансформация посредством ума еще не является интегральной трансформацией: психическое прек­ращение замещается духовным только на самых высотах сознания, но даже и это еще не есть полное и динамическое обожествление Природы. LD II, 25.

Второй подход души к прямому контакту (с духовной дейст­вительностью) осуществляется посредством сердца. Этот метод ближе нам и быстрее, потому что оккультное местонахождение ду­ши как раз позади центра сердца, тесно связано с нашими эмо­циональным существом. Таким образом, вначале природная сила души действует лучше всего через эмоции с ее живыми, конкрет­ными переживаниями. Это путь любви и поклонения Прекрасному, Блаженствующему, Всеблагому, Истине и духовной сути Любви. Эстетические и эмоциональные части личности соединяются, чтобы отдать душу, жизнь, всю свою личность тому, кому они поклоня­ются. Этот подход получает полную силу и стремительность толь­ко тогда, когда ум уже пришел от безличности к осознанию лич­ного Верховного Существа. Тогда все становится ярким и конкретным, эмоции, чувства и одухотворенные ощущения достигают выс­шего предела, и полное самопожертвование делается не только возможным, но и необходимым. Рождающийся духовный человек является в своей эмоциональной природе всецело преданным бхактой (bhakta)13. Если, вдобавок, он непосредственно осознает свою душу, ее требования, и сможет объединить эмоциональные и пси­хические части личности, очистить свою жизнь любовью к Богу и человеку и всей Природе, (придав) ей духовную красоту, напол­ненную Божественным Светом и Добром, — то он становится свя­тым, получает высший внутренний опыт и достигает наиболее за­метной перемены в своей природе, свойственной этому подходу к Божеству. Однако, для интегральной трансформации этого все еще не достаточно; для этого нужна полная трансмутация мыслящего ума и всех чувственных и физических частей сознания. LD II, 25.

Большая перемена может быть частично достигнута, если к опыту сердца добавить посвящение прагматической воли, заручась согласием динамической витальной части личности, которая поддерживает умственную энергию и является нашим первым ору­дием внешнего действия. Посвящение волн в активной жизни дос­тигается постепенным удалением эгоистической воли с ее мотиви­рующей силой Желания. Эго подчиняется тогда высшему закону и, в конце концов, либо совсем исчезает, либо начинает подчиняться высшей Силе и Истине, действуя, как орудие Божества. Закон дей­ствия или Свет Истины, который ведет искателя, воспринимается на высшей стадии, которой только его ум способен достигнуть, возможно, что тогда им руководит Божественная воля, которую он чувствует в самом себе и которая ведет его своим Светом, своей Силой, Голосом или Божественным присутствием. В конце концов, этим путем достигается сознание, в котором человек чувствует си­лу и присутствие, действующие в нем и руководящие его действия­ми и его личной волей. Тогда он полностью жертвует своей личной волей и отождествляет себя с высшей Истиной-Волей, Истиной-Силой или Истиной-Присутствием. LD II, 25.

Все три вместе взятые подходы ума, воли и сердца создают духовное или психическое состояние нашей внешней природы, в котором возникает более широкая и комплексная открытость к пси­хическому свету внутри нас и к духовному властителю вселенной – Ишваре  (Ishvara)14, бытие которого чувствуется теперь над на­ми, вокруг нас и внутри нас. Таким образом, в нашей природе происходит радикальное и всестороннее изменение: духовное са­мосознание и самосовершенствование соединяются, и рождается одновременно святой самоотверженный служитель и человек ду­ховных познаний. LD II, 25. Чтобы достичь такого полного преобразования, сознание дол­жно переместить свой центр и свою неподвижную и динамическую позицию с поверхности в свое внутреннее существо. 

______________

                                         

13 Бхакта — тот, кто следует по пути любви, преданности и поклонения

Именно там мы найдем основу нашей мысли, чувств и действий. Оставаться на поверхности и только получать указания от внутреннего существа, следуя им, – еще недостаточно для полного преобразования при­роды. Необходимо перестать быть внешним и стать внутренним, Пурушей. Для того, чтобы войти в светлый тайник души, необходимо пройти через все промежуточные жизненные, витальные стадии и достичь психического центра внутри нас, независимо от всех труд­ностей и от того, сколько времени это потребует... Прежде всего, необходимо известное отчуждение от умственных, чувственных и физических требований и побуждений, концентрация в сердце, из­вестный аскетизм и самоочищение, отказ от эгоистических жела­ний, от неправильных привычек и нужд. Все это поможет пройти этот трудный путь, но самый лучший и эффективный метод дол­жен заключаться в самоотречении и добровольном приношении своего «я» в жертву Божеству Ишваре. Строгое повиновение муд­рому, интуитивному руководству учителя крайне необходимо большинству, кроме немногих, особо одаренных искателей. LD II, 25.

По мере того, как оболочка внешней природы начинает разрушаться, исчезают внутренние стены, появляется внутренний свет, в сердце загорается огонь, наша природа и сознание облагораживаются, и более глубокие психические переживания (не только умственные и чувственные) становятся возможными в этом новом очищенном существе; душа начинает раскрывать себя (снимать вуаль), психическое существо достигает своего полного развития. Душа начинает тогда проявлять себя как центр личности, поддер­живающий ум, жизнь, тело и все другие функции человека, и, та­ким образом, принимает на себя более важную роль – руководи­теля и хозяина человеческой природы...

Это первый результат; второй – это прилив самого разнооб­разного духовного опыта – переживание собственного «Я», Ишвары и Божественной Шакти15; ощущение космического Сознания и оккультных сил универсальной Природы; сознание психического единства с другими существами и с Природой; просветление ума знанием сердца – любовью и духовным восторгом; просветление чувств и тела высшим опытом; просветление динамического дей­ствия очищенного ума, сердца и души; уверенность в Божествен­ном Свете и руководстве, экстаз и прилив Божественной Силы, весь этот опыт проявляется в волевых действиях личности... LD II, 25.

В своей сущности, все эти переживания, хотя и имеют духов­ный, психический характер, ко все же еще принадлежат к умствен­ному, чувственному и физическому уровню.

Высшая духовная трансформация происходит на психически-духовном уровне. Внутреннее психическое движение к централь­ному Существу, к Божеству внутри нас, должно завершиться дви­жением вверх к высшему состоянию или бытию. Это может быть достигнуто поднятием сознания на уровень Сверх-Разума (оvеr-mind)16, в котором ощущение «Я» и Духа постоянно, и их действия не ограничены и не разделены, как на обычном умственно-чувст­венно-телесном уровне. Психическое изменение делает все это возможным. У нас открывается психическое сознание, обычно скрытое за многими стенами ограниченной личности, а также путь к Сверх-Сознанию, скрытому ограничивающим и разделяющим умом...

Когда преграды разума на пути к высшему Сознанию исчез­нут, откроется новое видение того, как нечто поднимается из нас или опускается в глубины нашего существа. Благодаря нашему прозрению мы начинаем осознавать бесконечность, вечное При­сутствие, неограниченное Сознание, безграничный Свет, Силу и Экстаз. Возможно, что долгое время эти ощущения будут только временными (хотя стремление к ним постоянно), потому что другие части нашего существа еще не подготовлены, и наша низшая природа еще слишком тяжеловесна и темна для таких чувств.

...Со временем, при наличии желания, восхождение сознания может быть достигнуто, и после возвращения из высших сфер Ду­ха останется что-то положительное. У многих это происходит во время транса, но оно также возможно в концентрации

________

15  Согласно индийской философии и религии, Шакти — сознательная твор­ческая сила, проявляющая себя во времени и пространстве. Она является пос­редницей между вечным Единым и проявленным множеством.

16  Сверх-Разум — согласно Шри Ауробиндо, уровень сознания, находящий­ся между мыслящим умом и Супер-Разумом. В  духовной эволюции    сознание поднимается  последовательно  от одной сферы к другой через  все сферы и, в конце  концов,  достигает  Супер-Разума,   Сверх-Разум  отделяет  высшую  сферу Сознания от Низшей.

*** Сверх-Разум завершает восхождение по лестнице сознания Низшей сферы миров. Супер-Разум в других переводах – Супраментал.   (прим. Ред.) 

бодрствующего сознания, а если сознание становится в достаточной степе­ни психическим, то в любой момент без концентрации через одно лишь стремление к высшему. Эти два вида контакта со Сверх-Сознанием, хотя и могут быть очень сильными, просветля­ющими и экстатическими, все же сами по себе еще недостаточно эффективны. Для полной духовной трансформации необходимо по­стоянное восхождение от низшего сознания к высшему и постоян­ный спуск высшего сознания в низшую природу. LD II, 25.

Это новое сознание само уже имеет характер бесконечности и дает нам постоянное чувство и сознание бесконечного и вечного, расширяя нашу природу и удаляя из нее ограничения. Бессмертие является уже не только вопросом веры, но нормальным самосознанием. Близкое присутствие Божественного Существа, его власть над миром и над нами, его сила, работающая в нас, во всем мире, спокойствие бесконечности – это все теперь становится конкрет­ным и постоянным сознанием. Везде, во всех формах, мы теперь осознаем Бесконечность, Действительность; она ощущается во всех звуках и во всем, к чему мы прикасаемся. Нет ничего, кроме ее форм, ее личности и манифестации; радость и любовь, близость ко всему сущему, единство Духа теперь становятся постоянной реальностью. Сознание ментального существа начинает превра­щаться или уже превратилось в сознание духовного существа. Это вторая из трех трансформаций. Соединение проявленного бытия с высшим — это второй шаг, решающий переход в духовной эволю­ции Природы. LD II, 25.

Как психическое изменение вызывает духовное для своего за­вершения, так же первое духовное изменение должно вызвать супраментальную трансформацию. Однако все эти шаги — только пе­реходные стадии, радикальная перемена в эволюции от Неведения к знанию может произойти только благодаря вторжению супраментальной силы и ее непосредственному действию на земле.

Таким образом, завершается третья и последняя трансформа­ция, отмечающая конец перехода души от неведения к знанию жизни, силы и действия, основанного на совершенном самопозна­нии. Как только Сознание-Истина находит природу человека гото­вой, она нисходит в нее, чтобы освободить супраментальное нача­ло, заключенное в ней. Таким образом создается супраментальное духовное существо, как первая манифестация истины души в материальном мире, LD II, 25.