Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Рост и развитие психического существа

III

Эволюция и психическое существо

 

Опубликовано в сборнике "В поисках души нетленной"

СПб,"Адити", 2005

 

ПРОЦЕСС земной эволюции Природы от Материи к Разуму и за его пределы носит двойственный характер: с одной стороны — это зримый внешний процесс эволюции, использующий в качестве своего инструмента физическое рождение живых существ (поскольку каждая эволюционирующая телесная форма с присущей ей соответствующей силой сознания поддерживает свою беспрерывность во времени с помощью механизма наследственности); в то же время, с другой стороны — это незримый процесс эволюции духа, в основе которого лежит механизм перерождения и последовательного воплощения души по восходящей линии в различных формах и на различных уровнях сознания. Первый, внешний аспект, по существу сводится к эволюции космоса; исходя из того, что отдельная личность слишком недолговечна и человеческая общность более полно отвечает целям воплощения универсального Духа, Обитателя космоса, перерождение является непременным условием любого длительного существования и эволюции индивидуума в этом мире. Явление перерождения превращает каждый уровень космического бытия, каждую разновидность формы, способную вместить в себя Дух, в средство наиболее полного проявления индивидуальной душой, психической сущностью, своего скрытого сознания. Каждое очередное воплощение человека в жизни становится шагом к победе над Материей путем все более глубокого внедрения сознания на материальный уровень бытия, что в конечном итоге приведет к тому, что сама Материя станет средством воплощения Духа во всей его полноте".

Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная

 

Возлюбленная Мать, это трудно для понимания!

Та-а-к!..  На примере земной эволюции видно, что все формы жизни возникали одна за другой, согласно общему плану, единой программе, причем каждая последующая форма становилась все совершеннее и отличалась более развитым сознанием. Возьмите только животный мир (это самый наглядный пример, поскольку животные непосредственно предшествовали появлению человека); каждый новый вид животного царства, не вдаваясь в детали, отличался от всех предшествующих большим совершенством своей природы, а кульминационной точкой в эволюции животного мира стал человек, который в настоящее время является наиболее совершенной формой, способной к проявлению сознания. Другими словами, человек с учетом его максимальных возможностей способен, как ни один другой из предшествующих животных видов, воплощать и выражать сознание.

Это — один из путей эволюции Природы.

Шри Ауробиндо говорит, что Природа развивается по восходящей, все больше проявляя скрытое во всех ее формах божественное сознание. В каждой новой форме Природа создает условия для более полного выражения присутствующего в этой форме духа. Но это еще не все. Появившаяся форма развивается, достигает кульминации своего развития, и ей на смену приходит новая форма; при этом предшествовавшие формы не исчезают, и отдельно взятое индивидуальное существо не развивается. Конкретная собака или обезьяна, например, принадлежат к виду, которому присущи определенные свойства и качества; когда обезьяна или человек достигают предела своих возможностей, то есть отдельная личность воплощает в себе все лучшие качества, достигнутые человечеством, то на этом развитие личности прекращается. Эволюционные возможности вида могут быть исчерпаны, и человек так и останется человеком. Итак, существует прогресс с точки зрения земной истории развития видов, так как каждый новый вид — это шаг вперед по сравнению с предшествующими видами; но с точки зрения индивидуального развития — прогресса нет: человек рождается, достигает определенных высот, умирает и исчезает. Поэтому необходимо было найти другое средство, обеспечивающее прогресс отдельной личности. В каждом человеке, в каждом физическом теле существует определенная организация сознания, подверженная непосредственному влиянию внутреннего божественного Присутствия; эта организация сознания обладает своей собственной жизнью и формой (в виде концентрированной внутренней энергии), не зависящей от физического тела; это то, что мы обычно называем "душой" или "психическим существом". И поскольку душа или психическое сосредоточено вокруг божественного центра, то оно принадлежит к бессмертной и вечной божественной природе. После смерти физического тела психическое сохраняет и несет от жизни к жизни суть всего пережитого опыта, и таким образом обеспечивается прогресс одной и той же личности. И этот внутренний процесс эволюции дополняет внешний эволюционный механизм в том смысле, что отдельная личность проходит через все стадии эволюции видов и может продолжать свое развитие даже тогда, когда весь вид в целом исчерпает свои эволюционные возможности и... либо останется на том же уровне, как есть, либо исчезнет (это зависит от каждого конкретного случая), но не будет развиваться дальше, тогда как личность, обладающая жизнью, независимой от чисто материальной формы, может воплощаться в самых разных обличьях, делая свой прогресс бесконечным. Таким образом эволюция имеет два взаимодополняющих аспекта. И именно поэтому каждый человек способен достичь самых высоких реализаций, независимо от физической формы, в которой находится в данный момент.

Мать

 

На предыдущих этапах эволюции все внимание и все Усилия Природы были направлены на изменение физической организации, так как именно таким образом можно было добиться изменения сознания; это было вызвано необходимостью, которая диктовалась недостаточно развитой силой сознания, направленной на изменение физического тела. В человеке же возможен и неизбежен обратный процесс; именно посредством сознания как первого и главного инструмента эволюции и путем его преобразования, а не за счет создания новой физической организации тела, может и должен осуществляться эволюционный процесс. Если рассматривать внутреннюю сторону вещей и явлений, то изменения в сознании всегда были определяющим моментом, и эволюция, в первую очередь, имела духовное значение, а изменения на физическом уровне играли лишь роль второстепенного инструментального фактора. Это отношение духовного и физического аспектов эволюции скрывалось и затушевывалось преувеличенным значением, которое придавалось материальному фактору, внешнему проявлению Несознательного, затмевавшему значимость и важность духовного аспекта, сознательного бытия. Но как только соотношение материальной и духовной составляющих эволюции ставится на правильную основу, становится очевидным, что изменение физического тела не может предшествовать изменению сознания; в процессе трансформации сознания возникает необходимость в соответствующих изменениях на физическом уровне, которые и будут, в свою очередь, осуществляться под воздействием сознания. Заметим, что человеческий интеллект уже продемонстрировал свою способность создавать новые виды растений и животных, оказывая тем самым помощь Природе в ее эволюции; таким образом под воздействием человеческого разума и знания возникли новые формы и условия окружающей среды, вызвавшие значительные изменения в ментальном сознании человека. Нельзя также исключать и возможность того, что человек сознательно поможет Природе направить его собственную духовную и физическую эволюцию и трансформацию. Настоятельная необходимость такого вмешательства человека в его собственный эволюционный процесс уже чувствуется, хотя на поверхностном интеллектуальном уровне нет полного осознания и принятия этого факта. Но когда-нибудь человеческий разум придет к пониманию такой необходимости и обретет в глубинах своего бытия нужные для этого средства, скрытую энергию, целенаправленную Сознание-Силу, которая скрыто стоит за тем, что мы называем Природой.

Ко всем этим выводам и заключениям можно прийти даже на основе наблюдения за внешними проявлениями Природы, за поверхностными признаками эволюции человека и сознания на примере физического рождения и тела. Но есть еще и другой, незримый фактор; есть еще и перерождение, процесс развития души по восходящей от низших планов бытия к высшим и соответствующая этому процессу последовательная трансформация физического и ментального инструментария. В ходе этого развития даже в человеческом сознательном ментальном существе психическая сущность, затмеваемая своим внешним инструментарием, разумом, жизнью и телом, пребывает в скрытом состоянии; она не может проявиться в полную силу и занять подобающее ей место господина человеческой природы, вынужденная подчиняться определенному детерминизму своего инструментария, обеспечивающему господство Пракрити над Пурушей. Но в человеке психическая составляющая его личности может развиваться гораздо быстрее, чем в других биологических видах, а в конечном итоге придет такое время, когда душа приблизится к той грани, за которой начинается ее прямое и непосредственное господство над внешним инструментарием Природы. Это будет означать, что скрыто пребывающий в нас дух, Даймон, Божество, которое мы в себе несем, готово сбросить скрывающие его покровы; и когда это наконец произойдет, вряд ли можно будет сомневаться в том, что главное требование нашей божественной сущности будет заключаться в переходе человека к божественному, духовному быти-ю, что, впрочем, можно уже и сейчас наблюдать на уровне Разума, когда он сам начинает ощущать на себе внутреннее влияние психического существа. На уровне природы земной жизни, где Разум выступает в роли орудия Неведения, такой перемены можно добиться лишь путем преображения сознания, путем перехода от уровня Неведения к уровню Знания, от ментального—к супраментальному сознанию и супраментальному инструментарию Природы.

Шри Ауробиндо

 

Что касается процесса эволюции, то правильнее было бы говорить не о психическом существе, а о психическом присутствии. Именно психическое присутствие в ходе эволюции постепенно оформляется в психическое существо. В каждой эволюционирующей форме есть психическое присутствие, но не в каждой форме оно достигает стадии индивидуализации. Психическое присутствие обладает способностью роста и участвует в процессе эволюции. Оно не является результатом проявления сил, привнесенных свыше, но формируется постепенно вокруг искры Божественного Сознания, которое является центром эволюционирующего воплощенного существа; психическое присутствие на стадии индивидуализации превращается в психическое существо. Эта божественная искра собирает вокруг себя разнообразные элементы, с помощью которых формируется индивидуализированное психическое существо. Лишь тогда можно говорить о настоящем психическом существе, когда психическая личность достигает зрелости и полноты своего развития на основе божественной искры, заложенной в человеческом существе. Психическое достигает кульминации своего развития и полной реализации своих возможностей, только когда оно соединяется с вышестоящим существом или личностью.

Как правило, вряд ли можно говорить об индивидуальном психическом формировании на уровнях бытия ниже человеческого, где наблюдается лишь более или менее выраженное психическое присутствие...,

Конечно, нельзя сказать, что у каждого человека есть психическое существо, так же как и нельзя отрицать, что оно отсутствует абсолютно у всех животных. У животных, которые провели многие годы в общении с человеком, наблюдаются зачатки психического существа, и в то же время зачастую приходится сталкиваться с людьми, проявляющими лишь скотскую природу... Но в целом о психическом, в полном смысле этого слова, можно говорить только применительно к человеку. Именно поэтому католическая церковь признает существование души исключительно в человеке. Только в человеке психическое может получить развитие всех своих способностей и в конечном счете соединиться с божеством, существом, обитающем выше нашего уровня сознания.

Мать

 Рост и развитие психического

ИМЕННО наша душа всегда обращена к Истине, добру и Красоте, так как только с их помощью она растет и развивается. Все, что противостоит Истине, добру и Красоте, является необходимой неотъемлемой частью приобретаемого опыта и изживается человеком по мере его духовного роста. Заложенная в нас психическая сущность переживает блаженство жизни и весь приобретаемый опыт как составную часть последовательной манифестации духа, но сам принцип и основная суть блаженства бытия сводится к выявлению скрытого божественного смысла и божественного предназначения, содержащегося во всех жизненных ситуациях и обстоятельствах, во всем, что происходит с воплощенным существом, с тем чтобы в результате приобретенного опыта наш разум и жизнь могли бы подняться с уровня Несознания к высшему сознанию, от противоборства противоречий Неведения — к всеобъемлющему сознанию и знанию. В этом заключается предназначение психического существа, и от жизни к жизни оно настойчиво ведет человека к духовным высотам. Рост души есть ее развитие от мрака к свету, от лжи — к истине, от страдания — к высшей и универсальной Ананде.

Шри Ауробиндо

 

Взгляните на божественную искру, которая путем притяжения и отбора формирует вокруг себя зачатки психического сознания (этот процесс уже достаточно ясно заметен на уровне животных — не думайте, что человек представляет собой исключение, и психическое есть только у вас и больше ни у кого из живых существ; его зарождение можно обнаружить даже в царстве минералов, на уровне растительного мира оно уже более ощутимо, а у животных появляются первые проблески психического присутствия). Затем наступает момент, когда достаточно развитое психическое существо формирует независимое сознание и проявляет свою собственную волю. А после бесчисленного количества воплощений, достигнув более или менее определенного уровня индивидуализации, оно начинает осознавать самого себя, свои внутренние движения и то окружение, которое оно выбрало для своего роста и развития. Достигнув определенного уровня и способностей восприятия, оно решает (обычно это происходит в последнюю минуту земной жизни), в каких условиях и в каком окружении будет проходить его следующее воплощение. Здесь надо отметить очень важную деталь: психическое существо формируется, растет и развивается только на уровне физической земной жизни. Как только психическое покидает тело, оно впадает в состояние покоя и отдыха, во время которого происходит ассимиляция полученного во время земной жизни опыта, используемого для дальнейшего развития души в следующем воплощении как исходная база для накопления дальнейшего опыта. По окончании земной жизни, которая обычно длится до тех пор, пока психическое не выполнит поставленную перед собой задачу, оно выберет окружение для своего следующего воплощения, ориентировочное место своего нового рождения, условия, в которых будет протекать следующая жизнь и определит очень четкий план приобретения будущего опыта, через который оно должно пройти, чтобы достичь необходимого уровня развития.

Приведу конкретный пример. Возьмем психическое существо, решившее по той или иной причине воплотиться в теле человека, которому суждено стать королем, поскольку психическое нуждается в опыте, доступном только в этих условиях. Получив необходимый ему опыт в жизни короля, психическое обнаруживает, что для его дальнейшего прогресса необходим опыт, который можно приобрести в совершенно другой социальной сфере. Поэтому, закончив одну земную жизнь и выполнив стоящие перед ним задачи, психическое решает, что в своем следующем воплощении оно родится в обычном окружении и в обычных условиях, на среднем социальном уровне, чтобы иметь возможность свободного выбора в жизни. Я не открою ничего нового для вас, если скажу, что король обречен на рабский образ жизни. Король по своему статуту обязан соблюдать множество церемоний и правил, предписанных протоколом (возможно, это было бы приятно людям тщеславным, но только не психическому существу, так как лишает его возможности приобретения разнообразного опыта). Итак, психическое, приняв такое решение, несет в себе всю память об опыте, связанном с королевской жизнью, и удаляется после земной жизни в сферу психического покоя и отдыха (здесь надо сказать, что я имею в виду психическое существо, целиком и полностью занятое самим собой, своим развитием; в этом случае ситуация будет отличаться от той, когда психическое посвящает себя определенной работе, берет на себя какую-то миссию, и тогда уже задачи этой миссии будут диктовать и определять обстоятельства и условия следующего воплощения). Таким образом, психическое решает, что в определенный момент произойдет очередное земное рождение. Располагая достаточным опытом, оно знает, что в определенных странах наблюдается развитие конкретных сторон и составляющих сознания; каждая страна имеет свою специфику в этом отношении. Поэтому психическое выбирает такое место для своего рождения, которое наилучшим образом соответствует стоящим перед ним задачам: страна, условия жизни, примерный характер родителей, а также само физическое тело и его особенности и возможности, необходимые для приобретения нужного опыта. В определенный момент после пребывания в области психического покоя и отдыха, оно пробуждается и обращает, проецирует свое сознание на землю, на то место, которое соответствует и максимально отвечает требованиям поставленной задачи. Здесь могут быть, конечно, допущены определенные неточности, так как сознание психического очень далеко от материального физического сознания и его видение отличается какой-то степенью приближенности. И если в том, что касается страны и внешнего окружения, ошибка маловероятна, так как психическое с высокой степенью точности воспринимает внутренние человеческие вибрации, то в случае выбора родителей могут быть некоторые отклонения. Если в самый момент воплощения психического где-то на земле находится супружеская пара или только одна женщина, которая в силу возникшего в ней психического устремления по Какой-то причине хочет иметь необыкновенного ребенка, не отдавая себе в этом полного отчета, то это устремление создает на земле определенную психическую вибрацию света, на которую Мгновенно реагирует и устремляется к ней заметившее ее психическое существо. И с этого самого момента, с момента зачатия, психическое следит и наблюдает за формированием будущего ребенка, чтобы родившийся ребенок максимально соответствовал замыслу и задачам психического существа. Таким образом влияние психического сказывается на ребенке еще до его появления на свет.

Если все идет хорошо и не происходит несчастного случая (никогда нельзя исключить несчастный случай) до того момента, когда ребенок должен родиться, то в момент его появления на свет сила психического (возможно, не во всей своей полноте, а лишь какая-то часть психического сознания) устремляется к новорожденному и с самого первого его крика начинает подталкивать вновь родившееся существо к приобретению запланированного опыта. В результате, несмотря на то, что родители не обладают развитым сознанием, а ребенок еще не в состоянии ничего воспринимать на уровне своего внешнего сознания (поскольку мозг ребенка формируется медленно), психическое существо может направлять и оказывать непосредственное влияние на все обстоятельства и события в жизни ребенка до тех пор, пока ребенок не сможет установить сознательный контакт со своим психическим существом (обычно это происходит в возрасте от четырех до семи лет, иногда даже раньше, а бывает, что сознательный контакт устанавливается в момент рождения, но в этом случае, можно сказать, что мы уже имеем дело не с ребенком, а с существом, обладающим "сверхъестественными" силами, — но на самом деле это не "сверхъестественные" силы, а всего лишь проявление присутствия психического существа). Но не всем выпадает случай, вернее, удача встретить кого-то в своей земной жизни, кто мог бы объяснить истинную причину того, что происходит с человеком. И в то же время человека с развитым психическим существом не покидает ощущение, что каждое обстоятельство и событие его жизни кем-то сознательно направляется, с тем чтобы обеспечить максимально возможное развитие личности. Обстоятельства складываются так, как это требуется; нужные люди и книги приходят по мере необходимости. И все в жизни происходит так, как будто кто-то со стороны следит за тем, чтобы все складывалось самым благоприятным образом для внутреннего прогресса. Такой человек может спросить: "Так что же такое психическое существом", потому что никогда в жизни он не слышал такого словосочетания и не встречал никого, кто мог бы ему объяснить, что это такое. В то же время для человека с развитым психическим существом зачастую бывает достаточно одного взгляда, одной встречи со знающим человеком, чтобы пробудиться к сознательной психической жизни; одно единственное слово может заставить его вспомнить: "Но я уже знал все это!"

Именно в таком состоянии находится психическое существо на последней стадии своего развития. После этого оно не будет нуждаться в новых воплощениях на земле, его развитие закончится и оно сможет свободно выбирать: либо посвятить себя божественному Служению, либо направиться в другие, высшие духовные сферы. Но обычно по достижении этого этапа развития психическое существо вспоминает весь свой предшествующий опыт и остро чувствует, что необходимо прийти на помощь тем, кто все еще находится в разгаре борьбы с многочисленными трудностями. Такие существа целиком и полностью отдают себя божественному Служению — это, конечно, не является абсолютным правилом, так как они обладают свободой выбора, но в девяноста девяти случаях из ста они посвящают себя именно этому.

Мать

 

Каждый раз, когда душа воплощается в новом теле, она приходит на землю, чтобы приобрести новый опыт, который поможет ей в развитии и совершенствовании своей личности. Таким образом от жизни к жизни формируется психическое существо, пока полностью не превратится в сознательную и независимую личность и, достигнув кульминации своего развития, не получит свободу выбора не только времени и места своего воплощения, но и дальнейшей своей миссии и деятельности.

Воплощение психического существа в физическом теле всегда представляет собой нисхождение психического в сферу Мрака, неведения и бессознательности; и в течение очень долгого времени психическое вынуждено трудиться, чтобы просто Привнести немного сознания в материальное тело, прежде чем сможет использовать его для приобретения опыта, ради которого воплотилось на земле. Поэтому, если мы следим за своим телом и культивируем его сознательно и целенаправленно, то мы таким образом способствуем росту, развитию и просветлению своей души.

Мать

 

Мать, поскольку в каждой новой жизни мы получаем новое тело, новое витальное и ментальное существо, то как они могут воспринимать опыт прежних жизней? Значит ли это, что всякий раз нам приходится заново приобретать весь опыт?

Это зависит от человека!

Ментальное и витальное существа не развиваются от жизни к жизни — за исключением крайне редких случаев, по достижении очень высоких эволюционных уровней — развивается только психическое. Происходит вот что: психическое чередует периоды активности и отдыха; его воплощение и развитие на земле, обусловленное приобретенным в физической жизни опытом, — это период активности в материальном теле, во время которого витальное и ментальное существа и тело получают соответствующий опыт; после жизни на земле психическое обычно направляется в область покоя и отдыха; в это время происходит усвоение, ассимиляция приобретенного опыта, что соответствует как бы подведению итогов достигнутых успехов во время последнего воплощения. По окончании периода отдыха и усвоения полученного опыта психическое воплощается снова, неся с собой в новую жизнь весь опыт и соответствующий уровень развития, достигнутый в предыдущих жизнях. Достигнув зрелости, психическое существо может даже выбирать внешнее окружение, конкретное физическое тело и образ жизни, необходимый ему для получения определенного опыта и завершения процесса своего развития. В некоторых случаях, когда психическое достигает очень высокого уровня развития, оно, прежде чем покинуть тело, решает, какая будет жизнь его следующего земного воплощения. Почти полностью сформированное и высоко сознательное психическое контролирует зарождение и формирование физического тела для своего нового воплощения, подбирая с помощью своего внутреннего влияния и действия вещества и элементы, необходимые телу для приобретения в жизни нужного опыта. Но это доступно только хорошо развитому психическому существу. Позже, когда полностью развитое психическое существо возвращается на землю для выполнения определенной миссии, для участия в божественном Служении, оно способно привнести в новое физическое тело некоторые элементы разума и витальности своих предыдущих жизней; такие элементы витальности и разума, подвергшиеся под влиянием психических сил в прежних жизнях значительной трансформации, могут сохраняться, сгруппировавшись и объединившись вокруг психического, и воплощаться в новых жизнях, содействуя общему прогрессу. Но все это относится к очень высоким уровням развития психического существа.

Когда психическое достигает такой высокой степени развития и становится высоко сознательным существом, оно превращается в сознательное орудие божественной Воли, организуя вокруг себя витальное и ментальное существа таким образом, что они тоже вовлекаются в общий процесс гармонизации и сохраняются после смерти физического тела.

Высокий уровень развития позволяет по крайней мере некоторым частям ментального и витального существ пережить разрушение физического тела. Если, к примеру, какие-то отдельные ментальные и витальные части человеческой природы были особенно хорошо развиты, то они могут сохраниться, "не изменяя своей формы", то есть той формы деятельности, которая была полностью организована вокруг психического. Как, например, у высокоорганизованных в интеллектуальном отношении людей с хорошо развитыми умственными способностями; ментальная часть их существа сохраняет после смерти тела свою структуру, которая поддерживает самостоятельную жизнь и может без изменения воплотиться в следующей жизни, привнеся в нее все свои достижения и совершенства.

У художников и артистов, например, у некоторых музыкантов, руки которых в высокой степени сознательны, витальные и ментальные части сохраняются в виде этих прекрасно развитых сознательных рук; после разрушения тела эти руки, оставаясь полностью сознательными, могут даже использовать при наличии определенного притяжения тело другого живущего человека — и тому подобные вещи.

И наоборот, у обычных людей с плохо развитой и плохо организованной психической формой после смерти тела и отделения от него психического существа ментальные и витальные оболочки могут сохраняться в течение еще какого-то времени (если в момент смерти человек пребывал в очень спокойном и сосредоточенном состоянии); но если смерть наступает внезапно, в тот момент, когда человека обуревают многочисленные страстные привязанности, то различные составляющие части его существа рассеиваются в пространстве и, просуществовав какое-то время в виде самостоятельных существ в витальном и ментальном мирах, распадаются и исчезают.

Присутствие психического в человеческом теле всегда является тем центром, вокруг которого организуются и затем трансформируются различные части человеческого существа. Поэтому было бы большой ошибкой предполагать, что развитие личности продолжается или даже, как думают некоторые, ускоряется и получает окончательное завершение в период между смертью тела и новым рождением; обычно в это время нет никакого развития вовсе, поскольку психическое впадает в состояние покоя и отдыха, а все остальные составляющие человеческого существа распадаются после какого-то времени, проведенного в витальном и ментальном мирах.

Земная жизнь — это единственное место для развития и прогресса личности. Любой прогресс возможен только на земле и в земной жизни. И именно психическое передает и несет от жизни к жизни достигнутый в прошлом уровень развития, организуя и направляя свою собственную эволюцию.

Мать

 

Если перевоплощается только психическое, а ментальное, витальное и физическое существа исчезают бесследно, то имеет ли достигнутый уровень развития ментального и витального существ какое-то значение для следующей жизни?

Все зависит от того, в какой степени развитие витального и ментального существ способствовало их сближению и организации вокруг психического. Другими словами, прогресс всех составляющих частей человеческой природы заключается в том, чтобы успешно подчинить себя влиянию психического существа. Ибо не подвержено разрушению только то, что отождествило себя с психическим, на что распространилось его влияние. Если психическое станет центральным стержнем всей человеческой жизни и сознания, если все существо человека объединится и сконцентрируется вокруг психического, то его влияние распространится на все человеческое существо, которое всецело соединится с психическим и обретет непрерывность своего существования, если в этом будет необходимость. На самом деле, если бы физическое тело могло подчиниться влиянию психического существа, отозваться на его устремленность к развитию и прогрессу, преодолев инерцию материи, то отпала бы необходимость в смерти и разрушении тела. Но в том то вся и сложность.

Не подлежит разложению только то, что находится в контакте с психическим, и память сохраняется лишь в том, что не подвержено разрушению; все остальное распадается на мелкие составляющие части подобно тому, как умершее тело превращается в прах и пыль. Из праха вырастают травы, которые человек употребляет в пищу, и так продолжается до бесконечности. Таким образом развивается Природа. В своей эволюции она создает огромное множество форм, а затем, когда отпадает в них необходимость, уничтожает их и создает другие комбинации, используя все те же химические и прочие элементы и составные части, и этот процесс не знает конца. Природа использует этот метод, так как он рассчитан на многие века, и задачи, которые перед ней стоят, не терпят поспешности; жизнь человека по ее масштабам не значит ровным счетом ничего, не более чем мимолетный вздох на фоне вечности. Природа все время пробует и экспериментирует, ей нравится этот процесс, она находит в нем удовольствие. А когда полученный материал уже больше ни на что не годен, она уничтожает его, и все начинается сначала. В результате такого очень длительного процесса происходит развитие материи в целом. И путь развития только один — пробовать, разрушать и создавать снова. Это можно сравнить с человеком, который лепит из глины маленькие игрушки; если ему что не нравится, он ломает их и из той же глины делает другие. Каждый раз он добавляет какую-нибудь новую деталь, и наконец, однажды его усилия увенчаются успехом. Как бы то ни было, Природа не спешит. И всякий раз, когда мы проявляем нетерпение, она говорит нам: "Куда вы так спешите? Когда-нибудь это обязательно произойдет. Не стоит беспокоиться, всему свое время. Наберитесь терпения и ждите". На это мы ей возражаем: "Но я уже ничего не дождусь и ничего не увижу". А она в ответ: "Это потому, что вы отождествляете себя с тем, что приходит и уходит. Если вы отождествите себя с сознанием — единым, вечным, божественным, — то вы сможете увидеть и стать свидетелем всего. Никто не мешает вам сделать это! Все дело в том, что вы считаете свое тело единственным вместилищем вашей личности. Перестаньте отождествлять себя с телом".

Мать

 

Психическое развивается постоянно?

В развитии психического можно выделить два этапа: один из них заключается в формировании и внутренней организации психического существа. Ибо психическое начинается лишь с малой божественной искры, заложенной в человеческом существе, и из этой искры постепенно складывается и формируется независимое сознательное существо со своей собственной волей и определенным образом действия и поведения. Психическое поначалу представляет собой только искру божественного сознания, которая в результате земных воплощений превращается в сознательную индивидуальность. Процесс развития психического подобен развитию ребенка; он продолжается постоянно. У большинства людей в течение длительного времени психическое находится в стадии формирования. Оно не является полностью сознательным и самостоятельным существом, не обладает индивидуальностью в полном смысле этого слова и нуждается в многочисленных земных воплощениях для завершения своего развития.

Но этот процесс развития когда-нибудь заканчивается. Приходит время, когда психическое достигает зрелости и становится самостоятельным индивидуализированным существом, хозяином своей судьбы. Когда такое психическое существо, завершившее процесс своего развития, воплощается на земле, то человек, в котором оно рождается, является по-настоящему свободным. Он не связан, подобно обычным людям, жизненными обстоятельствами и окружающей средой, социальным происхождением и наследственными факторами. Такое существо воплощается на земле ради выполнения определенной миссии. На этой стадии у психического отпадает необходимость в приобретении опыта земных жизней, процесс его формирования завершен. Но пока психическое не достигло полного развития, оно вынуждено воплощаться снова и снова, ибо земные перерождения обеспечивают его рост; именно в физической жизни и в материальном теле психическое постепенно развивается и становится полностью сознательным существом. По завершении этого процесса психическое обретает свободу в том смысле, что теперь может воплощаться на земле по своему желанию. На этом первый этап развития заканчивается.

Но если достигшее зрелости психическое существо пожелает стать орудием в руках Божественного, если вместо того, чтобы удалиться на отдых в мир психических существ, оно пожелает принять участие в осуществлении Божественного Замысла на земле, то тогда для него начнется новый этап развития, который будет заключаться в том, что психическое станет совершенствовать свои способности и возможности для более полного и совершенного проявления и выражения Божественной Воли. Пока психическое остается на земле, выполняя Божественную миссию, оно продолжает развиваться. Если же оно удаляется в мир психических существ и, пребывая там в статическом состоянии, отказывается участвовать в Божественной Миссии, то его развитие на этом прекращается; как я уже говорила, прогресс психического возможен только на земле, в физическом мире и нигде больше. В мире психических существ психическое впадает в состояние блаженного отдыха; там нет никакого движения и ничего не меняется, каждый остается таким, как он есть.

А те, кто не осознает свое психическое?

Они вынуждены продолжать свое развитие, независимо от того, хотят они этого или нет.

Психическое существо развивается в них само по себе, и они этого не осознают. Им волей-неволей приходится развиваться, поскольку никто не может преступить пределы общей закономерности. Это единый закон движения жизни по восходящей. Рост и развитие психического очень напоминают процесс развития ребенка; приходит время, когда дальнейший прогресс становится невозможен в силу того, что все ресурсы данного уровня сознания уже исчерпаны, и тогда процесс развития переходит в другую плоскость, развитие на физическом плане уступает место прогрессу на ментальном, психическом и духовном уровнях. Если же поступательного движения вперед не происходит, то наступает регрессирующее развитие, которое заканчивается смертью и разложением.

Именно благодаря тому, что в физическом мире процесс развития не является постоянным и непрерывным, человек, достигнув предела своих возможностей, прекращает расти и развиваться, и в результате наступает смерть и разложение. Все, что не развивается, неизбежно движется назад, регрессирует.

Так происходит в физической жизни на земле. Формы физического мира еще не овладели секретом бесконечного развития, и, достигнув определенного уровня, они либо уже не способны развиваться дальше в пределах существующих условий, либо устали от прогресса — в общем как бы то ни было, процесс развития прекращается и через какое-то время наступает разложение. Те, кто ведет чисто физический образ жизни, доходят до определенного предела, после которого очень быстро начинается движение в обратном направлении. Сегодня в условиях общего прогресса человечества физическое развитие сменяется развитием на витальном и ментальном уровнях; прогресс на ментальном уровне может продолжаться очень долго, несмотря на то, что на физическом плане бытия он прекратился. И благодаря этому интеллектуальному развитию человек продолжает двигаться вперед, хотя в своем физическом развитии он давно остановился.

Есть еще одна категория людей, которые, занимаясь йогой, достигли осознания своего психического существа, соединились с ним и участвуют в его жизни; эти люди продолжают свое развитие до последнего вздоха. Фактически, их движение вперед не прекращается и после смерти, когда они вынуждены покинуть физическое тело, исчерпавшее свои ресурсы: смерть не препятствует их прогрессу.

Неспособность физического тела трансформировать себя и продолжать поступательное развитие приводит к возникновению регрессивных процессов, в результате которых тело теряет способность поддерживать внутреннее равновесие и в один прекрасный день оказывается неспособным к восстановлению дисбаланса и здоровья... Лишь на чисто духовных планах, запредельных физическому земному бытию и ментальной сфере, нет никакого прогресса. Вы достигаете статического состояния, и ваше развитие прекращается. В то же время вы выходите за пределы проявленного мира. Достигнув духовных сфер, вы уже не имеете отношения к сфере земной манифестации. Развитие и прогресс прекращаются вне пределов нашего проявленного мира, поскольку манифестация означает прогресс, а прогресс, в свою очередь, неразрывно связан с манифестацией.

Мать

 

В чем заключается прогресс психического существа?

Прогресс психического заключается в его индивидуализации, в способности сконцентрировать весь приобретенный опыт вокруг божественного центра.

Цель психического сводится к формированию самостоятельной индивидуализированной личности, сгруппированной вокруг божественного центра. Обычно весь приобретаемый опыт внешней жизни (если только вы не занимаетесь йогой и ваше сознание не расширяется) не участвует в формировании внутреннего существа, в то время как психическое систематически организует внешний опыт в этом направлении. Психическое стремится создать в человеке определенное отношение к Божественному. С этой целью оно использует весь благоприятный для этого опыт, позволяющий добиться нужного ему внутреннего отношения к Божественному. Возьмем, к примеру, такой случай, когда вам необходимо приобрести опыт благородства, имеется в виду благородство манер и поведения, не позволяющего вести себя, как все люди, и обязывающего вас проявлять отвагу и храбрость, граничащие даже с безрассудством, поскольку опыт требует, чтобы перед лицом опасности вы не выказывали ни малейшего страха. Я уже обещала рассказать вам о том, какой опыт можно приобрести, родившись королем. Король, по существу, такой же человек, как и все остальные, он не обладает особым сознанием, но поскольку король является своего рода символом для его народа, то он обязан в силу необходимости вести себя так, как он никогда бы не вел, будучи обычным человеком. Я знаю это не только по собственному опыту; это очень хорошо заметно на фотографиях, изображающих царственных особ в реальной обстановке. Допустим, фотография сделана в тот момент, когда жизнь короля находилась под угрозой, но опасность миновала. Например, король делал объезд построенных на параде полков; и вдруг кто-то бросился к нему из строя, не известно, с дурными намерениями или нет, но ничего плохого не произошло; что бы там ни было, в этот момент король даже не шелохнулся и внешне оставался абсолютно спокоен и по-прежнему улыбался; будучи у всех на виду, он мог бы послужить отличной мишенью для всякого, кто избрал бы его своей жертвой. Насколько мне известно, та царственная особа, о которой идет речь, вовсе не отличалась героическим складом характера, но положение короля не позволяло ему вести себя иначе. В противном случае он бы уронил королевское достоинство. Поэтому он оставался спокоен и не двинулся с места, не проявив никаких внешних признаков страха. Это вам пример того, чему можно научиться, родившись королем.

Известен также подлинный случай из жизни королевы Елизаветы. Последние дни ее жизни сопровождались тяжелым недугом. В стране сложилось тяжелое положение, и в связи со сложной экономической ситуацией несколько купцов пришли на прием к Елизавете, чтобы вручить ей прошение. Елизавета была очень больна и лежала в своей комнате; она была настолько слаба, что едва могла держаться на ногах, но невзирая на слабость, она поднялась, оделась и приготовилась к приему делегации. Одна из придворных дам, помогавших Елизавете, воскликнула: "Но это невозможно, этим вы убьете себя!" Королева спокойно ответила: "Умирать будем после..." Это еще один из примеров разного рода опыта, который можно приобрести, будучи королем; из него видно, какие цели преследует психическое существо, воплощаясь в царственных персонах.

Подобные воспоминания доказывают подлинность опыта. Обычно от людей, рассказывающих о своих прошлых жизнях, можно услышать следующее: в прежних жизнях обязательно наблюдался прогресс, и они проявлялись все более совершенным образом в самых невероятных ситуациях! Но ничего не бывает так просто. Психическое существо придерживается определенной линии развития, вырабатывая конкретные качества и свойства человеческой личности. Психическое всегда видит, какого опыта в данный момент ему недостает; исходя из этого, оно выбирает определенную направленность следующей земной жизни, которая может диаметрально отличаться от прошлой жизни по существу приобретаемого опыта.

Мать

 

"Путь индивидуального разума, устремленного к постижению Божественного, зависит от опыта, приобретенного в прошлом, и от уровня развития его природы в настоящем".

Шри Ауробиндо. Синтез Йоги.

 

Имеется в виду, что подход каждого человека к Божествен-. ному определяется эволюцией, опытом его прежних жизней и уровнем развития, свойствами его тела в этой жизни.

Возьмем один простой пример, очень простой. Если вы родились и были воспитаны согласно определенной религиозной традиции, естественно, ваш подход к Божественному будет соответствовать требованиям этой традиции; если же в прежних своих жизнях вы прошли через иной опыт, определивший необходимость других подходов, то, конечно, в настоящей жизни вы будете стремиться повторить опыт прошлых жизней.

Видите ли, жизнь психического состоит из последовательно накопленного опыта в течение соответствующих земных воплощений. Возможно, это звучит немного по-детски, с оттенком некоторой романтичности: ваше психическое по каким-то причинам воплотилось таким образом, чтобы приобрести целый ряд опытов, связанных с королевской высшей властью, например. После того, как этот опыт был получен и психическое добилось, чего хотело, оно, прежде чем покинуть физическое тело, может принять решение, чтобы в своей следующей жизни воплотиться в самых заурядных социальных условиях, поскольку оно нуждается в опыте, который можно приобрести в очень скромной обстановке, свободной от ответственности, связанной с положением главы государства. Итак, естественно, что следующее рождение происходит в условиях, отвечающих требованиям психического; но подход к Божественному в новой жизни будет соответствовать полученному ранее опыту.

Кроме этого, нужно учитывать, что новая жизнь является результатом союза двух физических, а иногда и двух витальных существ. В результате возникает некоторое усредненное, смешанное подобие родительской природы, отмеченное определенной тенденцией к развитию, то, что мы называем характером. Свойства характера новой личности определяют ее пригодность к тому или иному виду деятельности и склонность к приобретению соответствующего опыта.

Таким образом, все, что было определено и решено психическим в предыдущей жизни или жизнях с учетом окружающих условий настоящего воплощения, то есть условий, в которых проходило формирование физического тела, все это будет сказываться и влиять на особенности вашего подхода к Божественному и на методы ваших поисков Божественного, которые, конечно, будут отличаться от подхода любого другого существа.

Я уже как-то говорила, что каждое воплощенное существо представляет собой особое явление во вселенной и поэтому имеет свой собственный, абсолютно уникальный подход к Божественному. Существуют аналогичные, похожие и напоминающие друг друга подходы, среди которых можно выявить определенные типы и категории, родственные направления, объединенные в церкви и философские школы, отражающие соответствующие коллективные взгляды на природу Божественного, создающие различия на уровне отдельных церквей и вероисповеданий на более тонком, не материальном плане; но кроме этого каждая отдельная личность выбирает и вырабатывает свой собственный подход, касающийся отдельных деталей духовного пути или йоги. От человека к человеку эти отдельные нюансы подхода к Божественному будут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей его физического тела и от особенностей его ментального, витального и физического развития в прошлых жизнях.

Мать

 

Как можно обеспечить рост своей психической личности?

Психическая личность формируется, растет, развивается и превращается наконец в результате всего опыта, приобретенного в течение жизни, в совершенно сознательное и свободное во всех отношениях существо.

Процесс развития продолжается беспрерывно на протяжении бесчисленного количества земных воплощений, и если вы не чувствуете или не осознаете этого процесса развития, то только потому, что вы не осознаете свое психическое существо — ибо это непременное начало и основа основ всей внутренней работы. Вы должны установить сознательный контакт со своим психическим существом путем внутреннего самосозерцания и концентрации. Психическое постоянно оказывает влияние на ваше внешнее существо, но это влияние почти всегда носит оккультный характер, поэтому вы его никак не видите, не чувствуете и не воспринимаете, за исключением очень редких случаев.

Чтобы укрепить свой контакт с психическим и усилить, если возможно, развитие сознательной психической личности, вы должны в процессе концентрации сосредоточиться на нем с желанием познать и ощутить его, раскрыть и сделать себя доступным для его влияния и всякий раз очень внимательно прислушиваться к тому, что исходит от него, и очень скрупулезно и со всей искренностью следовать указаниям психического. Основное условие для роста и развития психического — постоянно поддерживать в себе интенсивную внутреннюю устремленность и внутренний покой, а также воспитывать в себе абсолютную искренность во всех действиях и проявлениях своего существа.

Мать