Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

ЗНАНИЕ И НЕВЕДЕНИЕ

2010-03-12

Знание и неведение – это две стороны реальности мироздания. Без пределов неведения невозможно не только познание реальности этого мира, но и невозможна эволюция. Когда мы читаем книгу, то разве наше внимание не ограничено полем этой книги? А если бы этого ограничения небыло, и всё доступное для нашего зрения пространство осознавалось бы одинаково ярко, то возможен ли был бы процесс чтения? Когда перед человеком есть какая-либо цель, то она выглядит более ярко, значимо по сравнению с другими проявлениями реальности этого мира, даже если эти реальности расположены недалеко от избранной цели. А если бы они были одинаково яркими, то удалось бы человеку удержать прежде намеченное направление к избранной цели, если все объекты одинаково ярки и одинаково важны? Скорее всего, выбор цели в такой ситуации был бы невозможным.

Вся человеческая жизнь состоит из звеньев единой цепи, соединяющей человека с его целью. В течение жизни, человек может пройти множество путей, ведущих каждая к какой-то своей цели. При этом каждая из частей человеческого существа, таких как ментал, витал и физическое тело могут иметь свою цель, но все эти цели являются вторичными, если у человека есть более великая цель, которая может быть реализована или в этом материальном мире или же в запредельном. В любом случае, в человеческой жизни есть главные и второстепенные цели и значимости. Если этой целью и значимостью является сам человек, то при этом он перестает куда-либо идти. Конечно, он может топтаться на одном месте, если оно ему нравиться, но в любом случае его эволюция на этом завершается. Тогда как можно понять людей, достигших высоты возможной для них власти? Если эти люди, достигнув президентского трона, прилагают свои усилия только для того, чтобы удержаться у власти, то они не двигаясь ни вперед, ни вверх, начнут деградировать, двигаясь назад и вниз – таким образом, почивать на лаврах опасно.  В некоторых случаях достигшие какой-то верховной власти, могут стремиться к власти большей в смысле её расширения или углубления, тогда у таких властителей есть хоть какой-то прогресс. Правда, говорить о росте их сознания в этом случае не приходится. Пришедший к власти человек может прогрессировать только вместе с тем, над чем он властен.

Какую бы деятельность человека мы ни взяли, в ней всегда найдём главное и второстепенное. Последнему и внимания уделяется меньше, да и забывается оно легче. А что произойдет, если всё будет одинаково главным или одинаково второстепенным? А ничего хорошего – не будет у человека никакой цели, и не будет он эволюционировать. Мы все находимся на ступенях эскалатора жизни, и если мы стоим, держась за поручни, то спускаемся вниз, деградируем. Если же делаем усилия, чтобы подниматься вверх, и двигаемся быстрее, не давая эскалатору сносить нас вниз, то мы эволюционируем, становимся более совершенными. Современные ученые утверждают, что за последние одиннадцать тысяч лет человечество не изменилось. Возможно это и так, если говорить о человеке, как о физическом существе, имеющем самый большой головной мозг относительно своего тела. Но природа всего живого так устроена, что она не может не эволюционировать, или же способствовать эволюции чего-то другого, более совершенного. Да, действительно, человек как физическое существо уже не эволюционирует. Его тело стало настолько совершенным, что дальнейшая его эволюция уже не нужна. Но за многие тысячелетия своего существования эволюционировало сознание человека, которое в своей эволюции достигло той стадии, на которой человек стал способен к самоосознанию. Другими словами, физическая эволюция человека закончилась, уступив дорогу эволюции сознания. И здесь мы вновь встречаемся с целью и даже не одной а с многими. Одни из них находятся в нашем материальном мире, другие же – в запредельном. В нашем материальном мире эти цели преследуют довольно ограниченный круг человеческих стремлений – это богатства, власть, удовольствия и стремление к познанию реальности этого мира. Причем, всё это имеет свои спектры: богатство своим нижним полюсом имеет нищенство, власть – рабство, удовольствие – страдание, боль; стремление к познанию – ментальная депривация. Цели, находящиеся в запредельном – это поиск смысла жизни, и реализация его, что для современного человека не является очевидным, так как он потерял связь со своим внутренним истинным «Я». Поиск смысла жизни – это всегда выбор, в котором человек находит для себя главное направление, которое предпочитает другим путям, второстепенным.

Когда мы говорим о смысле жизни, то не имеем в виду смысл существования отдельно взятого человека, а всё человечество. Если считать, что смыслом жизни человечества является материальное благополучие, власть и удовольствия, то всё это, и даже стремление к познанию материального мира, уже реализовано на животном уровне. Стремятся к благополучию своего существования все живые существа, даже насекомые-паразиты, которые стараются быть поближе к источнику пропитания и при этом, пытаются вести скрытный образ жизни. Проявление власти особенно ярко выражено у стадных животных и в первую очередь у приматов. Познание реальности материального мира у животных проявляется в исследовании своей охотничьей территории. Если рассматривать человека с этих позиций, то о нём можно сказать, что это усовершенствованное цивилизованное животное, которое в своей эволюции уже давно достигло предела, поэтому, достигнув вершины своей эволюции, дальнейший свой рост сегодня он продолжает в направлении всевозможных искажений и извращений. Поэтому, поиск смысла жизни, который не возможен вне эволюции, для современного человека должен быть за пределами этого проявленного мира, за пределами искусственной среды, которую он создал для себя. Исходя из этого, можно предполагать, что человек завершил свою эволюцию. Да, свою физическую эволюцию он завершил одиннадцать тысяч лет тому назад, а может быть уже много десятков тысяч или даже миллионов лет, и стал царём природы, беспощадно уничтожающим своё царство.

Всё в мире имеет свой смысл и свою цель, и не бывает ничего случайного. Один из философов материалистов сказал, что «случайность – это не познанная закономерность». Не следует думать, что появление человека на Земле не имело своей цели. Можно даже сказать, что всё живое на Земле – это единый оркестр, исполняющий мелодию жизни, и в центре его звучания или на вершине жизни находится человек. На вершине не потому, что любые другие формы жизни подвластны ему, и которым он мог бы сказать: хочу – казню, хочу – милую, но потому, что он является носителем сознания, способного не только к самоосознанию, но и бесконечному восхождению в своей эволюции. Тогда становится понятным, что дальнейшей эволюцией человека может быть только восхождение его сознания, так как другого пути к возрастающему совершенству у него просто нет. Таким образом, пирамида жизни на Земле, с человеком на её вершине, была создана, как опора или трамплин, с которого может стартовать эволюция сознания человека.

Смысл жизни всего сущего во Вселенной лежит на путях направления её эволюции. Для человека – это эволюция сознания. В действительности, любая эволюция – это эволюция сознания, так как материя сознательна. И об этом говорит не только Шри Ауробиндо – Аватар, определивший для человечества его очередной эволюционный шаг. О том, что материя сознательна, говорят и физики, работающие на квантовом уровне – Дэвид Бом, Нильс Бор и др. Поэтому, рассматривая эволюцию жизни на Земле, от клетки и до человека мы можем говорить, что это эволюция сознания, и можем изобразить её в виде восходящей кривой. Если бы целью эволюции была только жизнь, то на Земле остались бы наиболее приспособленные к выживанию вирусы и одноклеточные формы жизни. Многие из них выживают и при космическом холоде, и в вакууме, и при ста градусах кипения воды. Но природа пошла дальше, она начала усложнять формы жизни, пожертвовав их способностями к выживанию. Следовательно, целью природы была не просто жизнь во всём её разнообразии, которая не может закончиться на человеке, так как эволюция во Вселенной не может прекратиться, потому что это её способ бытия.

На земле эволюция должна превзойти человека, и в первую очередь в той её части, которая наиболее подвижна и изменчива – этой частью является сознание. И сегодня уже стала реальностью возможность человека превзойти самого себя, потому что в человеке материя осознала самую себя. Другими словами, человек уже способен к осознанию здесь и сейчас всевозможных состояний, желаний, стремлений и побуждений; способен осознавать «здесь и сейчас» проявления своих зависимостей и привязанностей к этому миру и ещё многое другое, что не доступно для иных форм жизни на Земле.

Одной из основных особенностей сознания является его восприимчивость, спектр которой во многом зависит от состояния сознания человека. Вселенная имеет бесконечный спектр реальности, но человеку дана возможность воспринимать только те части этого спектра, которые соответствуют направлению его эволюции. У различных людей широта возможностей восприятия и интересов, во многом зависит ещё и от уровня их сознания. Таким образом, высшая природа как бы создала коридор, определяющий направление эволюции сознания человека. Все остальные части спектра реальности мироздания, остались для человека за пределами его восприятия. Но это совсем не значит, что человечество тут же бросилось бежать по этому коридору, стены которого состоят из человеческого неведения, в направлении своего предназначения. для человечества только был открыт этот путь, но об этом ему изначально никто не сказал. А так как по этому коридору можно двигаться и в противоположном направлении, ведущем к богатству, власти и удовольствиям, то всё человечество разделилось на три неравные группы. Большинство предпочло довольствоваться тем немногим, что было для них доступно. Некоторые, которых было немало, пошли в обратном направлении, так как оно обещало им и богатство и власть и удовольствие во всём спектре их проявлений, и только немногие пошли вперёд, в направлении своего предназначения.

Но неведение определяется не только замыслом высшей природы, существует неведение относительное, которое определяется или узким кругом интересов человека в связи с недостаточностью развития его сознания, или намеренного ограничения интересов людей, теми, кто заинтересован в людях-рабах, людях, живущих животными интересами потребления. Очевидно, что позади всего человечества существуют силы, одни из которых стремятся к совершенству человека, в то время как другие силы, противостоящие первым, стремятся не позволить ему превзойти свою собственную серость.

Всё это изначально было бы понятно человеку, если бы он предпочитал знания информации. Информация – это форма, которая может выражать себя в законах, мнениях, идеях и др., которой может легко манипулировать человеческий ум. В то время как знания отражают в себе реальность мира такой, какова она есть в действительности, и которой невозможно манипулировать или как-то искажать её. Поэтому, когда мы говорим о неведении, то оно может быть неведением сердца, которое одно способно быть созвучным знаниям, и оно может быть неведением ума, находящегося под влиянием тёмных Асурических сил.

Неведение не только создаёт своеобразный коридор, для всего сущего на Земле, который и определяет направление эволюции, но и защищает все формы жизни от разрушения, которое может произойти при несвоевременном соприкосновением с реальностью, к которой организм ещё не готов. Для человека такой реальностью являются другие планы бытия с их условиями существования и законами, несовместимыми с его не только физическим выживанием, но и сохранностью его психики. Кроме того, неведение является полем, на котором может тренироваться и расти восприимчивость и воля, и, к тому же, последовательное преодоление неведения ведёт к трансформации сознания – расширению его и росту. Таким образом, неведение является очень важной частью росту и эволюции сознания человека, в то же время относительное неведение – это ловушки для тех людей, которые ещё не готовы к тому, чтобы сделать очередной эволюционный шаг.

Каждому человеку дано такое количество внутренней силы, которое необходимо для очередного эволюционного шага и людям одновременно позволяется делать выбор пути по своему усмотрению. Но какой он сделает выбор, зависит не только от его доброй воли, но и всевозможных внешних обстоятельств, всячески соблазняющих его желанными для него благами. И немного находится людей, способных устоять, перед предлагаемыми низшей природой соблазнами.