Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ

2009-08-17

Есть интересные сведения из жизни культурных растений. Если растение любят, то оно отвечает человеку взаимностью и раскрывается перед ним в своих проявлениях до возможного предела. Если его ненавидят и плохо к нему относятся, то оно в проявлениях своих возможностей во многом уступает первому растению, которое любят. Но если к растению человек относится безразлично, то это для растения невыносимо, и тогда оно плохо растет и плодоносит. Конечно, здесь речь идет о культурных растениях, а не о тех, которые сами по себе свободно растут в природе. Другими словами, растение как бы показывает человеку, что плохое отношение к нему это  лучше, чем никакое. То же самое происходит и в отношениях людей друг с другом – лучше ссора, чем безразличие.

Обычно люди не стремятся понять друг друга, и при общении пытаются ситуацию изменить так, чтобы она была удобной для них. В этом смысле человек не насыщаем в своих стремлениях к удобствам, удовольствиям и другим земным благам, которые он хотел бы иметь бесконечно много. Поэтому все, что он имеет, почти всегда в чем-то неудовлетворяет его или количественно, или качественно, и эта неудовлетворенность почти всегда не является реальной. Позади стремления к личному благополучию, богатству, власти и ещё к чему угодно, находится врожденная жажда знаний, стремление к совершенству. Но, преломляясь в человеческом эго, они превращаются в эгоистическую жажду чего угодно, и в неудовлетворенность чем угодно, что к знаниям может не иметь никакого отношения. Почему в эгоистическую жажду? Потому что в большинстве случаев, человеческие стремления направляются человеческим эго, которое всегда хочет быть более значимым, чем оно есть на самом деле.

Когда мы чем-то недовольны, то причиной этому не обязательно служит тот объект, которым мы недовольны. Например, суп недосолен или пересолен. Салтычиха тоже всем и всегда была недовольна, а позади этого недовольства была жажда безраздельной власти над своими крепостными, которая питала значимость её эго. Человек, будучи недовольным чем-либо, например, некачественным изготовлением какого-либо продукта, на поверку, нередко оказывается недовольным изготовителем этого продукта. Возможно, если бы между этими людьми атмосфера отношений была бы более тёплой, то промахи, при изготовления продукта, были бы не замечены. Но если тот, кто недоволен качеством продукта, только удовлетворитель своих потребностей, то своим недовольством он, с одной стороны, подчеркивает более низкий статус другого человека по сравнению со своим собственным, а с другой, не желая этого, показывает, что он по своей сути просто банальный потребитель.

Если человек, изготавливая что-либо, предназначенное для употребления или использование кем-то другим, делает свою работу с любовью, или как говорят, вкладывает в неё душу, то это свидетельствует, что изготовитель или любит свою работу, или того, ради которого он эту работу делает. В противном случае любая работа будет формальной, в ней не будет души исполнителя её, и результат такой работы будет тот же, как если бы её выполнял какой-то автомат.

Здесь можно привести ещё примеры, показывающие, что за внешними отношениями людей, в действительности находится то, что мы иногда не предполагаем. Родители обеспокоены поведением своего сына-подростка, который перед отходом ко сну несколько раз подходит к своему отцу и каждый раз повторяет одно и то же: спокойной ночи, папа. В действительности, сыну нехватает внимания отца, который, занимаясь бизнесом, считает, что самое главное для семьи и для сына он делает – обеспечивает их материально всем необходимым. Хотя для живого чувствующего человека почти всегда на первом месте стоит внимание к нему, а уж потом все остальное.  Ещё один пример, жена обращается к мужу с вопросом: о чем он сейчас думает? Мужу непонятно, почему у его жены возникает такой вопрос. Тем более что иногда такие вопросы и ответы на них доводят супругов до ссоры. Можно подумать, что жена лезет человеку в душу по своему легкомыслию, рискуя создать напряженную ситуацию. Можно предположить, что она пытается контролировать не только его дела, но и мысли. В действительности же ей нехватает внимания мужа. Её не устраивает, что их отношения формальны, и каждый из них живет сам по себе. Здесь будет уместным вопрос: в чем и как это внимание должно проявляться? Но на этот вопрос не может быть однозначного ответа, и невозможны конкретные рекомендации, так как у каждого человека способность быть внимательным проявляется по-своему. У людей преимущественно ментальных она будет своя, а у преимущественно витальных – своя. Ментальным человеком, внимание витального супруга может переживаться как навязчивость, и даже насилие. В то время как для витального человека внимание ментального супруга сравнимо с пищей, из которой удалили вкус и запах и он вынужден питаться ею за неимением лучшего. Конечно, и тот, и другой могут смириться с подобным несовпадением отношений друг к другу, но для этого они должны пожертвовать какой-то частью своей личности, не приобретя взамен ничего большего. Истинное единство двух и более людей всегда сопровождается жертвой какой-либо частью их индивидуальности, но взамен они получают значительно больше того, что они утратили ради единства.