Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

РАБЫ И ГОСПОДА

2009-05-07

Говоря о рабстве, мы не имеем в виду социальное положение человека, но его внутренние психологические особенности.

Стремление подчинить другого, присуще по своей внутренней психологической структуре, только рабам.  И это может касаться не только отдельных людей, но и целых народов и даже государств. Примеров в окружающей нас реальности, подтверждающей это стремление, сколько угодно, начиная с отношений в семье, когда остро или хронически стоит вопрос: «Кто в доме хозяин», или кто кого больше любит, как будто можно определить степень выраженности этого чувства.

Для рабской психологии характерна высокая внушаемость, недостаточная критичность к внешним обстоятельствам и к своим собственным возможностям. Примерами, воспитывающими в человеке психологию раба являются слова из «Нового Завета»: «Любите врагов ваших, молитесь за обижающих вас», «Всякая власть дана от Бога», «Ударили по правой щеке, подставь левую», «сняли одну рубашку – отдай и другую». Конечно, Иисус Христос имел в виду духовную сторону внутренней работы, но, к сожалению, современные «пастыри» декларируют только её внешнюю часть, так как не понимают сути той работы, которую предложил Иисус Христос своим последователям.

Человек, имеющий рабскую психологию, очень часто не может предвидеть реальное будущее, но он может предполагать, каким должно быть это будущее, и в то же время даже не осознает реальных необходимых обстоятельств для его реализации. Например, затевает грандиозный пир по какому-либо поводу, не имея для этого достаточных средств. Обещает помощь кому-либо, не имея для этого ни времени, ни средств.

Еще одной важной особенностью рабской психологии является безответственность и нежелание трудиться. Школьник не делает уроки, потому что ему это неохота делать и заполняет свое время пустопорожними занятиями. Его не волнует, как он завтра будет выглядеть в классе, когда учитель вызовет его к доске. Он может всячески изворачиваться, чтобы оправдать своё ничегонеделание, но в следующий раз будет таким же безответственным, как и прежде.

Человек, с рабской психологией хочет быть значимым и для этого может использовать все средства доступные ему. Примером может быть герой «Ревизора» Гоголя – Хлестаков и иудушка Головлев из «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина. Но стремление к значимости мы видим вокруг себя постоянно. В человеческом мире свободных людей не так уж много, и если мы встречаем потребителя, неважно, что он потребляет, материальные ценности, удовольствия или какие-либо идеи, то он тоже раб. Правда, господами у рабов могут быть и алкоголь или какой-либо другой наркотик, и телевизор, и компьютерные игры, и казино и еще многое другое, но чаще всего – это собственная значимость, которая для своего подтверждения может использовать самую разнообразную пищу.

Компенсировать свое рабство люди могут по-разному. Одни стремятся быть руководителями, пусть совсем крошечными, когда и подчиненных-то всего полтора человека, но все равно не какой-то рядовой человек. Если с руководителем не получается, то хотя бы супермодный галстук и туфли, прическу и еще что угодно, например пирсинг на бровь или на пупок, или наколку на плечо. существует множество способов и средств, при помощи которых можно выделиться из среды себе подобных. Но чаще всего раб не знает о своем рабстве, которое можно изменить только внутри себя.  

Свободный человек не стремится быть господином и не стремится руководить другими, разве что только в случаях крайней необходимости, когда это настоятельно требуют обстоятельства. Еще одно очень важное качество свободного человека состоит в независимости от каких бы то ни было ценностей этого материального мира. Свободный человек не сражается за свою свободу, но не приемлет любые внешние условия, которые могут сделать его несвободным. Свободный человек в своих взаимоотношениях с внешним миром не придерживается каких-либо догм, которые всегда являются шорами на глазах раба и придают его жизни особую значимость. Он никому не должен и ни от кого не зависит, но в то же время он осознает свое единство со всеми и со всем сущим в окружающем его мире.