Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

ОТ ОБЫВАТЕЛЯ – ДО ДУХОВНОГО ИСКАТЕЛЯ

2020-06-25

 

Для человека, идущего внутренним путём, любые внешние обстоятельства, вызывающие «адекватные» эмоциональные состояния, не являются причиной для их реализации, как во внешнем мире, так и внутри себя. Для духовного искателя такие обстоятельства являются Божественной милостью, так как Он через эти обстоятельства показывает духовному искателю – над чем он должен работать. Любое внутреннее эмоциональное состояние имеет индивидуальность соответствующего плана сознания, которое возникнув в человеке, обязательно будет стремиться к тому, чтобы овладеть сознанием этого человека и вызвать «адекватную» этому состоянию реакцию. Если человек не контролирует свои внутренние эмоциональные состояния, то это ведёт к тому, что они могут возникать по всё более мелким внешним причинам, и реализация их становится всё более неадекватной по интенсивности. Причиной всему этому является стремление Низшей природы заразить через реализацию эмоциональных состояний других людей.

Обратите внимание на всевозможные эпидемии гриппа и других заболеваний, которые для большинства людей заканчиваются выздоровлением. Вирус, заражая человека, преодолевает изначальное сопротивление его организма, чтобы использовать его в своих целях, мутирует, приспосабливаясь к трудным условиям в организме человека. И когда иммунитет человека становится для вируса непреодолимым, покидает организм различными путями и человек выздоравливает. Тогда, если бы вирус и человек при встрече друг с другом не мутировали, то один из них бы погиб. Следовательно, проблемы и трудности, с которыми встречается человек во время своей жизни, если он будет прилгать усилия, чтобы преодолеть их, обязательно приведут его к мутации – изменениям. Эти изменения будут происходить в социально психологических особенностях его личности и в первую очередь в его системе воли. В зависимости от проблем, которые будет преодолевать человек, в нём будут формироваться и соответствующие психологические особенности его личности.

К этому следует добавить, что в каждом человеке есть две основные личности, вокруг каждой из которых формируются соответствующие им субличности. Одна из этих личностей волевая, деятельная, стремится к порядку и активному взаимодействию с реальностью мира. Люди, взаимодействующие с человеком, в котором преобладает эта активная часть его личности, чувствуют, что у такого человека слова никогда не расходятся с делами, в трудную минуту он всегда может помочь и т. д. Другая же, пассивная, стремиться избегать усилий там, где в этом нет крайней необходимости, предпочитает удовольствия, полученные без особых усилий, стремится к социальной значимости, даже такой, которую она ничем не заслужила. Ей приятны похвалы, демонстрации её высоких социально-психологических качеств, которые в реальности незначительны и т. д. по сути – это мелкая часть человеческой личности, которая делает всего человека мелким и ничтожным, если он потакает ей. В реальной жизни она не может быть опорой для человека, который позволил ей присутствовать в нём и, нередко, даже управлять им.  

Когда сатана, искушая Христа, сказал, что ему дана власть над этим миром, то он не сказал, кто и для чего дал ему эту власть. И, конечно же, если даже «волос с головы человека не упадёт без воли Бога», то все способы, которые дал сатане Бог, чтобы тот использовал их для власти над человеком, имеют двойное предназначение, одно из которых от сатаны было скрыто. Действительно, не мог Бог отдать человека сатане на растерзание.

Этот проявленный мир, в котором уже миллиарды лет крутится Земля, является местом, в котором Божественный делает свою работу. И нет никого и ничего, что могло бы противостоять ему, потому что всё в Мироздании – это бесконечное число проявлений самого Божественного. Вспомните слова Шри Ауробиндо: «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». Не могут какие-то части, которыми стал Божественный, идти против Него, против целого. Это можно сравнить с фантастическим сюжетом, в котором левая рука восстала против всего человека и всячески пытается противостоять ему. Всё, что существует в Мироздании –  является средствами, которые использует Божественный в своей Бесконечной работе. Никто не противостоит Ему, но всё сущее в Мироздании выполняет ту часть Бесконечной работы Божественного, для которой оно предназначено. Поэтому, рассмотрим работу низшей природы и человека, через которых в земных условиях эта работа выполняется.

  У каждого живого организма и у каждого небесного тела есть своё предназначение. Для эволюционирующих систем любая внешняя ситуация создаёт условия выбора. Например, низшая природа проявляет власть над человеком, и не только над человеком, но над всеми живыми существами на Земле, через значимости внешнего мира и его необходимости, «адекватности» и другие принципы, которые кажутся справедливыми и обоснованными. В свою очередь человек – эволюционирующее существо – встретившись со значимостями или необходимостями, может выбирать – или взаимодействовать с ними во внешнем мире и получать выгоду в каких-то внешних делах, или же осознавать их влияние, которое в мире внутреннем осознаётся как соблазн. На самом деле, состояние выбора у человека возникает всегда, когда он взаимодействует с любыми значимостями внешнего мира. Но чаще всего он выбирает то, что приносит ему внешнюю выгоду или удовлетворяет его любопытство, и в результате оказывается в ловушке низшей природы, которая вместо выгоды, может привести его в будущем к очередным трудностям и даже к неразрешимым проблемам. Исследуя состояние соблазна и многие сопутствующие ему состояния, человек, которого мы уже можем назвать духовным искателем, обнаруживает, что у него внутри находится целый мир и свои органы восприятия этого внутреннего мира и даже своё внутреннее внимание, которое он использует при исследовании внутреннего мира. И по мере накопления опыта внутренней работы он узнаёт, что параллельно с любыми событиями во внешнем мире, свидетелем которых он является, и любыми взаимоотношениями с другими людьми и даже появление любых мыслей или каких-то действий  всегда сопровождаются моделированием происходящих внешних событий, без чего понимание их смысла невозможно. Но и собственная активность человека, так же предварительно моделируется, без чего невозможна любая физическая активность, или же построение осмысленной фразы. И постепенно, по мере накопления опыта и роста восприимчивости, человек начинает осознавать наблюдающего, осознающего и контролирующего «Свидетеля». Но самым интересным для человека, идущего внутренним путём, является осознание в области своего сердца того, который осознаёт «Свидетеля» и который безмолвно присутствует при всех событиях во внутреннем мире человека. Этот безмолвный и неподвижный «контролёр» не проявляет какой-либо активности, но он чётко определяет границы дозволенного для человека. И человек это воспринимает как невозможность каких-либо действий или отношений. Но одновременно с этим он осознаёт в себе и ту часть, которая является проявлением эго, и которая тихо «нашёптывает» ему, что невозможное преодолимо, и воли его достаточно, чтобы преодолеть его и поступить так, как это выгодно в сложившейся ситуации. И у человека наступает состояние, когда он должен сделать выбор, и либо преодолеть невозможное и пойти на поводу эго, или же отвергнуть соблазны эго и согласиться с состоянием «невозможного» для каких-либо действий или отношений.

У человека, идущего духовным путём, только в начале его внутренней работы возникают условия, когда он должен делать выбор – или следовать значимостям низшей природы, или же осознавать и исследовать внутри себя её влияния, что ведёт к освобождению человека от её власти. В дальнейшем человек, будем называть его – духовный искатель, постоянно осознаёт свои внутренние состояния при взаимоотношениях с реальностью проявленного мира. Осознаёт не ради осознания, а для познания самого себя. Дело в том, что любой человек, идущий духовным путём, в самом начале этого пути, в значительной степени соответствует требованиям низшей природы. И, возможно, он навсегда остался бы пленником сил низшей природы, которая через значимости островка проявленного мира, удерживает его в плену своей власти, если бы не Божественный дар человеку, который сияет в сердце большинства людей на Земле – это Божественная душа или Психическое существо. Проходя через множество человеческих жизней, Оно, созревая, однажды начинает исподволь трансформировать человеческое сознание. Его влияния человек вначале осознаёт как чувство совести, которое показывает ему, несправедливость его взаимоотношений с другими людьми, или работе, которую он выполняет, или выполнял. Одновременно с этим, у человека начинает уменьшаться чувство собственной важности. В дальнейшем человек начинает осознавать, что те значимости проявленного мира, которые привлекали его прежде, становятся для него менее  ценными, да и общение с людьми, которые прежде были частью его круга, становятся для него менее привлекательными. По мере роста влияния психического существа на человека, сознание его всё в большей степени трансформируется, в связи с чем, у человека появляются потребности, которые не могут быть удовлетворены значимостями внешнего проявленного мира. Тем более, что отношения человека ко многим значимостям в значительной степени теряют свою привлекательность. Более того, общение с некогда близкими людьми становятся  менее интересными, и даже возникает состояние неудовлетворённости своей жизнью, которая, кажется, потеряла свою полноту. В действительности, эти состояния связаны с тем, что в связи с трансформацией сознания у человека появились новые, духовные потребности и всё, что прежде наполняло смыслом его жизнь – потеряло свою ценность. Человек на этом этапе своей жизни стал искателем, и это время, когда в его сердце появляется и растёт жажда не только знаний смысла жизни, но и стремление найти учителя, который всё ему объяснит и укажет путь, ведущий к истинному смыслу жизни. Этим учителем может быть человек, уже идущий внутренними путём, им может стать книга, или какой-то другой печатный материал. «Когда ученик готов – учитель приходит», говорит древняя мудрость и этим учителем может стать Психическое существо. Оно готовило человека к духовной работе, и оно так организует внешние обстоятельства жизни искателя, что его жажда знаний и поиск смысла жизни обязательно успешно завершатся. Но каждый духовный искатель должен помнить, что его внутренний учитель – Психическое существо, подготовило его к внутреннему пути в определённых обстоятельствах, в которых он находится. Все мы люди разные и должны выполнять свою духовную работу в тех обстоятельствах, которые для нас определил наш внутренний учитель. И для того, чтобы внутренняя работа была сделана, совсем не обязательно ехать куда-то в Гималаи в поисках учителя. Учитель приходит, только когда ученик готов, но даже если вокруг человека множество учителей – ни один из них не придёт к нему, если внутренней готовности ученика ещё нет.