Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

О ПОДОБИИ ЧЕЛОВЕКА И МИРОЗДАНИЯ часть 2

2020-01-19

 

«Когда превзойдём усилие воли, мы обретём силу. Было усилие подмогой, ныне усилие преграда». Этот афоризм взят из работы Шри Ауробиндо: «Мысли и озарения». Что имел в виду Шри Ауробиндо, когда говорил об усилиях воли, которые необходимо превзойти. В Мироздании есть только одна воля, которая является проявлением Божественного намерения. Шри Ауробиндо говорил, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». И конечно же, в этом становлении, в каждой его части, в каждом небесном теле и в каждом живом существе, присутствует не только его физическая составляющая, но и всё, что присуще Богу, и его намерению, одно из проявления которого мы называем волей. Под волей мы понимаем направленное усилие для достижения какой-либо цели, например, на удержание внешнего или внутреннего внимания на каких-то объектах. Этими объектами могут быть материальные предметы внешнего мира, их качества, различные идеи, события или какие-то происходящие процессы в реальности мира, но объектами внутреннего внимания могут быть и различные состояния и происходящие в них процессы. Но так как всё есть Бог, который стал всем этим, то в каждом живом существе и в каждом небесном теле, проявлена какая-то его часть, в которую входят все Его проявления, соответствующие уровню сознания, на котором функционирует эта часть. Поэтому, можно сказать, что в человеке нет ничего, что принадлежало бы ему самому. Все человеческие проявления принадлежат Богу.

И стал Божественный реальностью Мироздания, в которое входит бесчисленное множество вселенных, каждая из которых имеет свою индивидуальность, содержащую в себе не только особенности каждой из этих вселенных, но и её индивидуальное осознание. Можно сказать, что каждая вселенная – это великая сущность, имеющая  свою индивидуальную октаву вибраций сознания. И всё в Мироздании, имеющее вибрации сознания соответствующие этой октаве, будет находиться в подчинённом состоянии этой вселенной. И этот принцип одинаково верен для всех вселенных (планов сознания) Мироздания. Но кажущая отделённость каждой вселенной от других вселенных и независимость от них – иллюзорна – Всё в Мироздании строго подчинено единому Божественному намерению, восходящему к бесконечному совершенству. Нет в Мироздании ничего окончательно завершённого и неизменного – всё находится в беспрерывном процессе изменений, которые соответствуют  единому потоку Божественного намерения. Бог – это не неизменный идол, которому все должны поклоняться и чтить, а непрерывный сознательный, постоянно обновляющийся поток намерения, устремлённого в бесконечность. Материальные формы, имеющие свои пределы в пространстве и во времени – это только средства, которые использует Божественный в своём бесконечном стремлении к совершенству. И эти формы сохраняются только до тех пор, пока они соответствуют Божественному намерению на каждом этапе эволюции Его сознания.

Мы уже однажды говорили о том, что планы сознания низшей сферы миров раскрываются из возможностей Божественного попарно. Это можно представить так – существует нулевая точка отсчёта планов сознания, от которой вверх и вниз располагаются их спектр, вверх – со знаком плюс, вниз – со знаком минус. Раскрытие планов сознания всегда происходит попарно. Вначале раскрывается та возможность, которая в этом спектре занимает центральное положение. В результате возникают две вселенные или два плана сознания, один из которых имеет более высокую частоту вибраций и располагается в самом начале положительной части спектра; другой, имеющий более низкую частоту вибраций сознания  располагается под ним, в отрицательной части спектра планов сознания. Следующая возможность раскрывается по этому же самому принципу, но положительная возможность в спектре помещается выше первой положительной и занимает второе место в спектре планов сознания выше нуля, а её отрицательная пара помещается под предыдущей. И чем ниже в спектре миров располагается очередной план сознания, тем ниже октава вибраций его сознания, и наоборот – чем выше в спектре миров располагается очередной план сознания, тем выше частота вибраций его октавы. Частоту вибраций планов низшей сферы, иногда сравнивают с интенсивностью света сознания, что позволяет нам говорить о мирах мрака и страданий и о мирах света и блаженства. Но сама по себе схема расположения планов сознания мало что объясняет, поэтому необходимы некоторые уточнения. Во-первых, при раскрытии возможностей между светлыми и тёмными планами сознания остаётся тесная связь, это понять можно, так как каждая возможность раскрывается на два противоположных плана сознания –  +1 и -1, +2 и -2  и т.д. Тогда планы верховного разума, куда ушёл Шри Ауробиндо, будут соседствовать в низшей сфере миров с самыми низкими и тёмными планами сознания, и для него это был самый короткий путь. Во-вторых, каждый из планов сознания занимает всё пространство мироздания, что можно сравнить с радиоволнами различных частот, которые занимают одно и то же пространство, следовательно, в каждой точке пространства присутствуют все планы сознания одновременно. Но тогда возникает вопрос: почему высокие планы сознания находятся над головой человека, а низкие планы сознания могут находиться ниже ступней ног? Шри Ауробиндо говорил, что у человека есть чакры, которые находятся ниже Муладхара чакры и даже ниже подошв его ног, но основными являются известные нам семь основных чакр. И не смотря на то, что в атмосфере Земли присутствуют все планы сознания, занимая одно и то же пространство, в человеке эти планы располагаются последовательно от низких планов мрака и страдания до высоких планов света, или планов Верховного разума. И такое разделения планов сознания вдоль человеческого тела происходи благодаря чакрам, каждая из которых пропускает вибрации только определённых планов сознания.

Здесь мы говорили о том, что Божественные возможности, содержащие в себе планы сознания, раскрываются попарно. И что интересно, когда сознание человека при его внутренней работе поднимается на более высокий уровень сознания, то для человека при этом открывается и соответствующий более низкий план сознания (о парности раскрытия планов сознания в мироздании мы здесь уже говорили). И, похоже, что человек окажется под одновременным влиянием двух противоположных планов и, при этом, конечно же, будут преобладать влияния более низкого плана, так как у человека ещё сильна связь с низшей природой. Но всё выглядит не так уж фатально, так как от направленности внутреннего внимания человека, являющегося каналом, по которому вибрации от объекта внимания будут входить в человеческое существо. И тогда, если внимание человека полностью обращено к более высокому плану сознания, для влияния низких планов сознания этот человек будет недоступен, так как у него не будет канала связи с низкими планами.

Человек – это всё ещё животное, с развитым менталом, что и позволило ему называть себя человеком разумным. Современному человеку предшествовали другие, более примитивные формы жизни, в которых преобладали витальные проявления. И эти формы жизни когда-то занимали биологическую вершину пирамиды на Земле. Но им предшествовали формы жизни, эволюционной вершиной которых был физический ум. Но и они не являлись начальными формами жизни на Земле, так как им предшествовали ещё более простые формы, которые для своего выживания опирались на клеточный разум. К этим формам жизни следует относить любые одноклеточные организмы и вирусы, занимающие переходную часть спектра между жизнью и нежизнью. И всю прошлую эволюционную историю жизни человека от вируса до Гомо Сапиенса, современный «цивилизованный человек продолжает носить с собой. В его физическом теле около тридцати триллионов собственных клеток, неустанно трудящихся на благо жизни всего организма, и, примерно столько же и даже немного больше всевозможных одноклеточных организмов и вирусов. Такой симбиоз организма и одноклеточных структур, обитающих в нём и работающих на него, можно сравнить с государством и гастарбайтерами (гость-рабочий – в переводе с немецкого), которые живут в каком-то государстве и работают на его благо и одновременно на своё благо тоже. Таким образом, «человек разумный», который считается венцом эволюции жизни на Земле, несёт в себе всю свою биологическую историю, так же как каждый народ и каждое государство несёт с собой свою политическую и социальную историю. Да и все планы сознания мироздания так же являются «историей» Божественного.

И таких параллелей может быть множество: например: Пралайя – ночь Брамы и Манвантара – день Брамы, этот цикл называется Мини-пралайя и длится он миллиарды лет, и подобен смене времён года – зима-лето.  В таком цикле умирает всё живое в период ночи Брамы, но сохраняется всё, что не является живым, хотя и сознательным.

360 дней и ночей Брамы является годом Брамы, который заканчивается Маха-пралайей, и 100 лет Брамы или Великая-Манвантара заканчивается Великой-Пралайей, когда исчезают время и пространство, и в Абсолюте остаётся только полный мрак и состояние Хаоса, позади которого пребывает вне времени и пространства Параатпара Брахман – неизменный и определяющий весь процесс бесконечной эволюции сознания Абсолюта.

И так же, как всё Мироздание является формой жизни  Абсолюта и каждый план сознания – это так же проявления особых форм жизни Мироздания, и в то же время каждый план сознания имеет свои, свойственные ему формы жизни. и совсем не обязательно, чтобы эти формы жизни имели белковую структуру. Так, аппараты, посланные для исследования Венеры и Марса, обнаружили там признаки жизни, хотя на поверхности Венеры, в некоторых её областях, температура достигает 700 градусов по Цельсию, а на Марсе при очень разреженной атмосфере, плотность которой приблизительно равна 1% плотности земной атмосферы, и при температурах значительно ниже 100 градусов Цельсия. Мой собственный опыт так же подтверждает существование энергетических форм жизни. И каждый план сознания Мироздания, и каждая форма жизни, обитающая на этих планах, являются необходимостью в эволюции сознания всего мироздания.

 Человеческая индивидуальность очень тесно связана с реальностью проявленного мира с его значимостями. И на пути познания, человек однажды осознает в себе состояние тоски, возникающей в нём, по этому привычному и не всегда уютному миру. Это состояние тоски возникает у каждого человека, освобождающегося от зависимостей этого привычного для него мира. Оно приходит к нему, когда он оказывается на пороге неизведанного, перешагнув который, человек уже никогда не сможет вернуться назад и стать прежним. И все прежние его опоры в жизни теряют для него все свои значимости и его прежнее мировоззрение, как прошлогодняя змеиная шкура, становится не нужными. Человек должен пережить этот период, и великий соблазн вернуться в свой прежний мир обыденностей, необходимо перетерпеть. И только тогда, человек выйдет за пределы своего ограниченного ума, который однажды сделал его венцом эволюции, но теперь стал его ограничением на пути восхождения его сознания.