Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

О ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ ВНИМАНИИ

2020-01-06

 

Понимание к человеку приходит, когда он становится на позиции Дживатмана, создающего определённую субстанцию, которая является его представителем – на ментальном уровне – это истинное ментальное, на витальном – истинное витальное и на физическом уровне – истинное физическое. Все эти части, сформированные Дживатманом, называются центральным существом, которое поддерживает человеческую природу и контролирует её. И, кроме того, Дживатман формирует Психическое существо, поддерживающее на материальном уровне человеческий разум, витал и тело, и являющееся в человеке истинным представителем Дживатмана. Внимание Центрального и Психического существа не сфокусировано на поверхности воспринимаемых объектов, в отличие от внешнего внимания, но оно расфокусировано в пространстве и проникает в объекты, воспринимая их суть. Опираясь на внешнее внимание, которое скользит по поверхности внешних объектов и процессов, человек строит предположения о сходстве и различии воспринимаемого и, осознавая внешнюю сторону реальности мира, формирует свои умозаключения и соответствующие им мнения.

Внешняя часть человеческого существа с её умом, виталом и физическим телом – это только средство для взаимоотношений с реальностью внешнего мира Центральным существом и Психическим существом. Именно Дживатман с его проекцией в человеке, которую мы называем Центральным существом и Психическим существом является Человеком. И если внешней частью управляет эго, считающее себя единственным собственником и распорядителем человека, то всей внутренней, истинной частью человеческого существа управляет вечный и неизменный Дживатман.

Восприятие человеком реальности мира происходит одновременно как его внешней материальной частью, которую большинство людей считают единственным воплощением их индивидуальности, так и его внутренней истинной частью, которую духовные искатели называют истинным человеческим «Я». Эго создало стену, разделяющую человека на две части, и по этой причине большинство людей на Земле, считающих, что человек – это их тело, ум и витал, ничего не знают об истинном предназначении человечества.

У людей нередко возникают недоразумения при общении друг с другом только потому, что они не понимают причины возникающих конфликтов. Более того, они не понимают причины своих собственных реакций, на какие-то, казалось бы незначительные обстоятельства. Ум, конечно же, найдёт веские причины для реализации эмоциональных состояний и попытается обвинить одного участника конфликта и оправдать другого, потому что ум – это не инструмент знаний и понимания сути реального мира, но только средство, которым пользуется эго, при взаимоотношениях человека с внешним миром.

Внешняя, материальная реальность мира, к которой относится не только планета Земля, но и все звёздные системы с их планетами и другими космическими телами – едина для всех планов реальности. Но в эзотерической литературе мы читаем о низких мирах мрака и страданий и высоких мирах сознания, которые относятся к планам Верховного разума – мирах света и радости. Некоторые воспринимают эти характеристики буквально и для них эти планы сознания ассоциируются с мирами ада и рая, что особенно ярко представлено в сочинениях христианской религиозной литературы. В действительности, всё это является для человека только метафорой, порождённой человеческим восприятием вибраций каждого из планов сознания.  Низшие планы сознания своими вибрациями вызывают в человеке глубокие страдания, состояния полной безнадёжности, что осознаётся им как мучительное состояние, в океан которого он погружён. Этот океан страданий человеческая витальная душа воспринимает как вечную беспредельность, из которой нет никакого выхода. Если при живом теле человек может предпринять какие-то попытки, чтобы выйти из этого мучительного безысходного состояния, например, принять антидепрессанты, то после смерти физического тела любые попытки избежать этого состояния практически невозможны. Но на низшие планы сознания – в «миры мрака» и страданий – посмертно попадают немногие, к ним относятся только те люди, для которых стали привычными различные витальные состояния, порождаемые низкими вибрациями. Другими словами, посмертно витальная душа человека попадает на тот план сознания, которому это человек чаще всего эмоционально был созвучен при жизни.

Когда мы говорим о сосредоточенности человека на чём-то при помощи внешнего или внутреннего внимания, то для внешнего внимания эта сосредоточенность может быть на каком-то объекте или процессе, например, на собственной деятельности или каких-либо внешних влияниях, которыми могут быть звуки музыки, речь собеседника и т. п. Внутреннее внимание может быть сосредоточено на различных внутренних состояниях, возникающих при взаимоотношениях с внешним миром, или же на реакциях эго и различных влияниях, вызванных другими планами сознания. Эти состояния могут быть или своеобразной оценкой, происходящего в реальности мира, или проявлением намерения человека, в котором формируется его состояние готовности ответа на внешние влияния. Осознание и исследование всевозможных внутренних состояний в момент их проявления, осуществляются с позиции более высокого уровня сознания, который раскрывается в человеке под влиянием Психического существа. Эту изменённую часть человеческого сознания мы называем «Свидетелем». Внутреннее внимание становится всё более восприимчивым, по мере того, как «Свидетель» приобретает всё более высокие вибрации, характерные для более высоких планов сознания. При этом человек начинает осознавать те тонкие влияния, которые характерны для более глубоких уровней подсознания.

Исследование различных состояний невозможно с позиций сознания, на уровне которых эти состояния возникают. В таких случаях возможно только осознание этих состояний «задним числом», когда они уже остались в прошлом. Прошлые состояния можно вспомнить и как-то оценить, но невозможно исследовать. И такая работа ничего в человеке не меняет – человек может множество раз вспоминать одни и те же эмоциональные состояния, но они могут возникать вновь при соответствующих внешних обстоятельствах. И только свидетельствование внутренних состояний в момент их проявлений, может многое трансформировать не только в самих состояниях, но и в сознании человека.

Как мы уже сказали, человек при восприятии реальность мира, одновременно использует и своё внешнее внимание, и внимание внутреннее. Используя внешнее внимание человек последовательно, точка за точкой сканирует весь объект и, суммируя эти точки, создаёт мозаичную картину мира или какого-либо объекта. Но вокруг каждой точки ясного восприятия, располагается область, которая выражена менее чётко, поэтому картина, воспринятая умом всегда несколько размыта. И это происходит не только при восприятии каких-то материальных объектов, но и информации, и в попытках ума, что-либо понять. Именно эта причина определяет принципы познания человеком реальности мира, которые основаны на анализе и синтезе познаваемого, т. е. человек по частям познаёт реальность и только потом соединяет её в целостную картину. 

В отличие от внешнего ума, внутренний истинный ментал воспринимает реальность мира не мозаично, а сразу во всей его полноте и глубине. Читая печатные тексты, человек фиксирует своё внимание на  последовательно расположенных словах, во многом угадывая смысл прочитанного. И чем больше скорость чтения, тем в большей степени понимание прочитанного основывается на угадывании, чему в значительной степени помогают речевые штампы. Но всё выглядит иначе при фотографическом восприятии текста. Когда текст воспринимается сразу во всей своей целостности с глубоким его пониманием. Это для человека становится возможным, если его восприятие реальности основывается на возможностях его внутреннего ума, который является частью Центрального существа. В таких случаях человек при чтении воспринимает сразу всю страницу текста, понимая смысл всего прочитанного. Такими способностями обладал Шри Ауробиндо, Авиценна и, возможно, многие другие, о которых мы пока ещё ничего не знаем. Когда мы читаем о берсерках, то их способности так же основаны на возможностях той части Центрального существа, которую мы называем истинным физическим. В некоторых случаях, когда внешняя часть человеческого существа оказывается бессильной при взаимодействии с реальностью мира и сдаётся перед невозможностью, на передний план выходит внутренняя истинная часть человека и берёт ситуацию в свои руки. Из истории известно, что берсерком был Евпатий Коловрат и некоторые воины, владеющие искусством восточных единоборств.

Но вернёмся к внутреннему и внешнему вниманию. Внешнее внимание не может охватить и понять все элементы целого в их взаимосвязи. Это про него сказано, что оно «за деревьями не видит леса». Оно должно прикоснуться к каждому дереву и если их достаточно много,  то сделать вывод, что перед ним лес, и даже высказать мнение, что этот лес не чистый, так как в нём кроме лиственных присутствуют отдельные экземпляры хвойных деревьев. Внешний ум человека очень любит мнения, так как он не является инструментом знаний и понимания. Для примера можно привести использование человеком в своей речи слов-паразитов, такие как «вот», «значит», «так», «дальше» и др. Даже у М. Ю. Лермонтова в его произведении «Бородино» затесался такой паразит и портит своим присутствием всё замечательное произведение. Вспомните: «И вот нашли большое поле…». В письменных текстах этот никчемный паразит иногда заменяется подчёркиванием  какого-то слова или выражения, смысл которого автор хочет донести до читателя. У этого «слова-паразита» есть много смыслов: оно может быть началом и завершением сказанного, и оно может служить связующим звеном между событиями прошлого и настоящего: «…вот мы и дома», «вот ты какой?», « вот, что он сказал». Можно привести множество примеров использования «слов-паразитов», которые не мешают общему смыслу сказанного, напротив, подчёркивают этот смысл. Но внешний ум не настолько умён, чтобы понимать это. Он может подсчитать, сколько раз это слово-паразит было использовано в речи какого-то человека. И это для внешнего ума может быть более важным, чем понимание смыла того, о чём говорит человек. Если человек хочет почувствовать атмосферу леса и надышаться ею вдоволь, то он не будет упираться в отдельные деревья, которые, по его мнению, мешают ему осознать, почувствовать атмосферу леса. Внешний ум человека обращает внимание на многие мелочи, так как мир для него состоит из мелочей, и человеческое эго специально отвлекает внимание человека на досадные мелочи, чтобы человек, не дай Бог, мог за деревьями увидеть лес.