Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

КТО ДЕЛАЕТ САДХАНУ

2007-09-06

Духовную работу делает Божественный, а человек только присутствует при выполнении этой работы и дает согласие, чтобы эта работа выполнялась в его существе. Это согласие можно рассматривать как сотрудничество, при котором человек не является рабом Божиим, но добровольным участником этой работы. Но рассмотрим это утверждение более подробно, чтобы не осталось у того, кто будет читать этот текст, никаких сомнений в том, что всё есть проявление Божественного, и любые процессы, происходящие на Земле и во всей Вселенной – это работа Божественного.

Можно рассматривать человека и любой другой живой организм как нечто индивидуальное, независимое от окружающего мира, и это приведет нас к мысли, что в этом случае ничто живое не только возникнуть, но и существовать не может. Во-первых, обязательно должно быть соответствие организма внешней среде, в которой он существует, благодаря чему между живым организмом и внешним миром становится возможным обмен веществ, энергией, информации. Это можно сравнить с отдельной клеткой живого многоклеточного организма, которая без самого организма, являющегося для нее  внешней средой, выжить не сможет. Таким образом, можно сказать, что окружающий нас мир является великим живым существом, клеткой которого является каждый человек и вообще каждый живой организм. Но представим себе, что человек – это некое независимое существо, настолько самодостаточное, что может само решать каким путем в своей эволюции ему идти, и вообще, нужно ли ему эволюционировать или достаточно того, что он познаёт внешний мир и меняет внешнюю среду в более удобную для себя сторону. Если мы согласимся с такого рода утверждением, то при внимательном рассмотрении реальности придем к выводу, что способ познания мира человеком, скорее похож на пожирание этого мира. В этом случае человека можно сравнить с гусеницей, внешней целью жизни которой является постоянная еда, и которую совершенно не волнует то, что в результате ее неустанной деятельности дерево может заболеть и погибнуть, а вместе с ним погибнет и она сама. Можно человечество сравнить и с раковой опухолью на Великом теле Земли, которая пожирает это тело, совершенно не думая о том, что, в конечном счете, приведет не только к гибели Земли, но и человека на ней.

Из того, что здесь было сказано, можно сделать вывод, что Земля и Человек – это единый организм, но человек решил подняться над этим единством, разорвать в одностороннем порядке с ним связь, и использовать его, это Великое тело, в своих нуждах, ничего не давая взамен. Такого рода активность человека можно расценивать как его глупость, несовершенство сознания, крайний эгоизм или еще как-то иначе, но в любом случае активность человека разрушительна и для него самого, и для всей Земли.

И на этом можно было бы поставить точку, и вспомнить цивилизации, которые прежде были на Земле и были разрушены ею, возможно, в связи с неразумностью людей тех времен. Возможно, все обстоит действительно так, но такая оценка человека возможна, только при внешнем взгляде на реальность его активности. Чтобы получить более правильную оценку, происходящему на Земле, необходимо рассмотреть человека с позиции цели его существования. Вселенную нельзя рассматривать как некую механическую систему, в которой царствует принцип случайности. Примером, который свидетельствует, что Вселенная имеет свою цель, могут служить события, происходившие в древнейшие времена на Земле. Жизнь в своем начале возникла в водах морей и океанов и когда водоросли и планктон, в результате своей жизнедеятельности выделили достаточное количество кислорода в атмосферу Земли, часть которого под воздействием ультрафиолетовых излучений Солнца и жесткого космического излучения перешла в атомарное состояние и в конечном счете породила озоновый слой над планетой, – появилась возможность жизни на суше. Поверхность Земли, защищенная озоновым слоем от жестких космических излучений, покрылась растительностью, которая стала пищей для бурно размножающейся животной жизни. Дальше мы можем проследить, как последовательно усложняясь от одноклеточных организмов до многоклеточных и до человека, шло развитие жизни на Земле. Такого рода направленный восходящий процесс жизни не мог быть случайным, так как случайность не имеет направления. Любые направленные процессы имеют цель. И совсем не обязательно, чтобы любое движение имело осознанную цель. Например, когда вода получает дополнительную энергию при нагревании, она превращается в пар, который поднимается вверх. И напротив, когда вода движется вниз, например, в реках или в дожде, то она отдает свою энергию. Но такого рода направленные движения связаны с возрастанием энтропии. Здесь же мы говорим о движении, которое на первый взгляд выглядит противоестественным, потому что ведет к уменьшению энтропии. Это можно было бы сравнить с рекой, текущей вспять от моря к ледникам в горах, или обратно в болота, откуда прежде она брала свое начало. Таким движением, ведущим к уменьшению энтропии, является жизнь. И если говорить, что жизнь возникла случайно, то почему бы тогда не пофантазировать на тему, как однажды одна из земных рек решила повернуть свое течение вспять. Таким образом, возрастание энтропии неживой природы было уравновешено стремлением к уменьшению энтропии в живой природе. И если в первом случае энергия отдавалась материей, то во втором, напротив, эта энергия ею поглощалась. И мы понимаем, что это хорошо, так как благодаря таким встречным процессам наша Вселенная избежит тепловой смерти.

Но если сказать, что жизнь – это процесс обратный смерти – это значит, ничего не сказать, так как для понимания процесса возникновения жизни, сохранения её, и её эволюции необходимо знать, что стоит позади всего этого. Сама по себе хромосома, даже если бы ей удалось возникнуть случайно, вероятность чего невероятно мала, не решает проблемы жизни. В каждой живой клетке идет чрезвычайно сложный биохимический процесс в строго определенной последовательности, без чего клетка существовать не может. Кроме того, у клетки в определенные периоды ее существования должно появляться побуждение принимать пищу, без чего ее существование невозможно. Следовательно, у клетки должны быть знания, которые не только поддерживают внутренний обменный биохимический процесс, без которого существование клетки невозможно, но и определяют поведение клетки в период поиска пищи. Эти знания распространяются за пределы самой клетки, связывающие её с окружающей средой, в которой этот микроорганизм должен найти все, что необходимо для ее жизни, и узнать, и отвергнуть те вещества, которые для неё вредны. И еще она как-то должна уметь избегать опасности и, наконец, размножаться. Кроме того, клетки узнают друг друга и общаются между собой, о чем хорошо известно современным биологам, изучающим жизнь клеток. Таким образом, для того, чтобы жизнь была возможна, необходимы знания, которые, конечно же, клетка не осознает, но все ее внутренние и внешние процессы подчинены этим знаниям. В чем заключены эти знания? Интересным является процесс  разделения хромосомы клетки при ее делении, когда расщепленные части ее растягиваются в разные стороны. Для этого используется огромная энергия, так как разделение происходит практически на атомном уровне. При этом, отмечают генетики, к расщепленной хромосоме прилагаются внешние силы, которые в дальнейшем приводят к разделению клетки. Что это за силы? Может быть, это они содержат в себе знания, необходимые для жизнедеятельности клетки? Можно на эту тему говорить бесконечно долго, но при этом будет появляться все больше вопросов, на которые наука пока еще не дала убедительных ответов.

Но если человек выйдет в восприятии реальности за пределы проявленного мира, то может осознать, что позади всех форм жизни есть их энергетические двойники, которые и являются оригиналами материальных форм жизни. Именно они, эти оригиналы, создают в материальном проявленном мире для себя белковые тела, которые можно рассматривать как копии или одежды энергетических форм жизни. И чем выше организация формы жизни, тем сложнее и многофункциональнее ее энергетический двойник. Но знание этого аспекта жизни еще не отвечает на многие вопросы. Все формы жизни на Земле представляют собой гармоничное единое тело жизни, клетки которого относительно автономны. И позади всех форм жизни на Земле есть та разумная сила, которая управляет взаимодействием всего живого на нашей планете. И не только управляет, но она несет в себе цели всего сущего на Земле и способы достижения этих целей. В действительности не существует конечной цели эволюции Божественного мироздания, потому что это означало бы конец процессов жизни, что, в конечном счете, привело бы к смерти всей Вселенной. Но существует бесконечный ряд целей, которые точно верстовые столбы уходят в бесконечность эволюции Божественной Вселенной.

В каждом человеке есть бессмертная часть, которая знает пути эволюции и способы следования этим путям. Но, подойдя к осознанию роли человека в эволюции сознания, мы оказались на развилке двух дорог, одна из которых пролегает во внешнем мире, а другая ведет за его пределы. В действительности, это одна и та же дорога, но в ней заключены два смысла, которые внешне выглядят противоположными друг другу, а внутренне они едины и дополняют одна другую. С позиции внутреннего «Свидетеля» внешний путь выглядит тупиковым, если его лишить истинного значения, которое заключено во внутреннем пути. Это можно сравнить с движением человека к какой-либо цели. само движение ног и рук человека кажется бессмысленным, если мы не будем знать, для чего эти движения совершаются. Другими словами позади внешней реальности, есть другая реальность, которая и определяет направление и смысл всего происходящего в нашем материальном мире. Человек может искать смысл во всем происходящем с ним и вокруг него, и будет объяснять всевозможными внешними причинами то, что происходит в настоящем и даже пытаться на основании фактов предугадать то, что может произойти в будущем, но это приведет его ко многим заблуждениям, так как он не знает истинной цели реальности этого мира, которая находится позади него.

Внешний и внутренний пути пересекаются в сердце каждого человека. И это не просто точка пересечения двух реальностей, это место на лестнице, по которой можно как подниматься  в своей бесконечной эволюции, так и опускаться к деградации и разрушению. Многие грани современного человеческого существа являются отражением возможностей его прошлого дочеловеческого существования. Находясь под контролем сознания человека, ограничивающего их проявление, они стремятся освободиться от его контроля и в полной мере проявить себя. Восхождение сознания в его эволюции всегда требует усилий, и не только для того, чтобы приблизить будущее, но и освободиться от привязанностей к прошлому, которое живет в каждом человеке. Реальность внешнего мира такова, что будущее её кажется полностью неопределенным, и на основании сегодняшних событий можно только предположительно судить о том, что человечество может ожидать завтра. И эта неопределенность существует только потому, что все действительные причины и их следствия находятся за пределами проявленного мира. Реальность современного мира такова, что кажется темные силы окончательно торжествуют победу над силами света. В действительности же будущее человечества исполнено света и в настоящее время мы видим как проявляется все низкое, что было прежде скрыто, чтобы однажды люди очистились от него. Известно, что скрытые возможности не могут быть ни уничтожены, ни как-то изменены, потому что они защищены своей скрытостью. Силы света могут воздействовать только на то, что уже проявлено. Мириады слуг Люцифера уже потирают руки в предвкушении полной победы над Божественной истиной, не осознавая того, что, раздувая в человечестве пожар лжи и насилия, они готовят поле для торжества этой истины. Мы сегодня не можем предполагать, что произойдет в мире, чтобы эта истина восторжествовала, но это время приближается и, возможно, уже нынешнее поколение людей будут свидетелями Армагеддона. Шри Ауробиндо говорил, что все возможности должны быть проявлены, и мы понимаем, что их проявление необходимо для того, чтобы они были осознанны и трансформированы. Но если духовный искатель осознает в себе «звучание» всевозможных низких влечений или побуждений, то это совсем не означает, что он должен позволить им проявиться в нем в полной мере и только потом начинать призывать божественную силу, для того, чтобы эти возможности были трансформированы. Необходимо понять, что возможности проявляются для того, чтобы быть осознанными, без чего их трансформация невозможна. Речь совсем не идет о том, что они обязательно должны быть не только раскрыты, но и реализованы. Они должны быть раскрыты для того, чтобы человек мог осознать их и, не позволив им овладеть своим существом, трансформировать их.

Человек не может трансформировать, что бы то ни было, потому что находится во власти низшей природы, а она неизмеримо более могущественна, чем его воля и его сознание созвучно её вибрациям. Трансформация возможна только теми силами, которые имеют более высокие вибрации, чем те, которые  должны быть трансформированы. Материальный проявленный мир существует как необходимость в эволюции Божественного сознания, потому что только на этом плане могут раскрыться прежде скрытые возможности. Более того, человек способный к самоосознанию, – это Бог осознающий самого себя и те возможности, которые должны быть трансформированы. Только неведение скрывает от человека его истинное предназначение – быть храмом, в котором Божественный совершает свою работу. Если человеком владеют силы низшей природы и его сознание еще не на столько трансформировано влияниями его истинного «Я», чтобы пожертвовать внешними интересами ради внутреннего осознания тех проявлений низшей природы, которые должны быть трансформированы, то в этом не его вина, так как его сознание просто еще не готово для внутренней работы. Но со временем, усилиями истинного «Я» сознание человека все-таки будет настолько изменено, что работа по осознанию и трансформации возможностей низшей природы  будет сделана.

Что же остается на долю человека? духовный искатель должен быть внимательным ко всем процессам, протекающим в его существе, которые связаны как с раскрытием возможностей низшей природы, так и с работой божественной силы по их трансформации. Внимание человека, которое он должен настойчиво удерживать на внутреннем процессе работы силы с различными проявлениями раскрывающимися и раскрытыми низкими возможностями, является каналом для Божественных влияний нисходящих в его существо. Таким образом, можно сказать, что человек является сотрудником Божественного по трансформации несовершенств  своего существа. Но человека невозможно рассматривать как индивидуальность, отделенную от живой и неживой природы планеты Земля. В действительности, человек – это только наиболее сознательная часть единой жизни на Земле, поэтому, человек – это сотрудник Божественного в его работе по восхождению сознания не только в пределах Земли, но и всей Вселенной. Можно сказать, что Вселенная существует не только в своем статическом состоянии, но и в своей динамике, которая проявляется в каждой точке пространства и в каждом мгновении времени. Это динамическое состояние Вселенной мы можем назвать Божественной садханой, в которой принимают участие все проявленные и непроявленные формы жизни, среди которых человек занимает особое место, так как сознательно участвует в божественной садхане.