Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

ХАОС И УПОРЯДОЧЕННОСТЬ

2008-09-03

Хаоса не существует – есть только волны, в которых Вселенная принимает очередную упорядоченность, состоящую из бесконечного числа взаимодействующих друг с другом форм и промежуточных переходных состояний «бесформенности». В действительности переходные состояние от одних форм к другим формам – не являются хаосом. Предыдущая форма направлено теряет свою прежнюю структуру и из получившегося материала формируется новая структура. Для примера можем взять гусеницу и бабочку, переходным состоянием между которыми является куколка. Гусеница и бабочка, похоже, имеют разные хромосомы, в связи с чем программы их жизни и их способ существования не имеет ничего общего. Но тогда позади их хромосомного аппарата, определяющего вид насекомого, должен быть нечто третье, регулирующее переход от гусеницы к бабочке. В это же время должен хромосомный аппарат гусеницы смениться на хромосомный аппарат бабочки.  Тогда хаос – это только переходное состояние от одной определенности к другой?

В любом эволюционном процессе одновременно существует два  направления – одно из них восходящее, а другое нисходящее, поэтому, на каждом из этих направлений существуют свои определенности. Более того, каждое направление так же имеет свои восходящие и нисходящие ветви. И какой бы малый отрезок восходящего или нисходящего пути мы не брали, в каждом из них мы найдем как восходящие, так и нисходящие пути. Но мы с вами уже знаем, что в такого рода развилках всегда присутствует хаос. И тогда хаос и определенность существуют параллельно и питаются  друг другом.

Здесь мы вплотную подходим к непознанному и непознаваемому. То, что мы здесь называли хаосом, в действительности таковым не является – это иная определенность, которую мы в данное время еще не познали, потому что у нас еще нет возможности это сделать, поэтому будем её называть непознанным, в надежде, что однажды мы её обязательно познаем. Но позади познанного, которое мы называем определенностью, и непознанного, которое воспринимается как неопределенность, существует Нечто, управляющее этими волнами, Тот, который знает, что должно эволюционировать, а что нет. Это Он, используя необходимые для этого средства, отделяет истинное от неистинного и Его мы называем непознаваемым. Человек может познать только то, что соответствует его уровню сознания.

Когда мы приводили в пример гусеницу и бабочку, как две последовательных определенности, между которыми располагалась куколка – неопределенность или хаос, то понять происходящее внутри хитинового кокона было совершенно невозможно. Но рассмотрим человека, о котором Шри Ауробиндо сказал, что он переходное существо. Другими словами – он пока еще «гусеница», которая в будущем должна стать «бабочкой». Обратите внимание на работу, которую проделал Шри Ауробиндо, чтобы достичь супраментального плана. Вначале изменялись в нем наиболее подвижные и пластичные части его существа – сознание, ум, витал, и только потом, при определенных условиях должно быть трансформировано тело. Другими словами, перестройка человеческого существа в существо более высокой реальности, должна произойти не одномоментно, а в определенной последовательности. В последнюю очередь должна быть трансформирована наиболее плотная часть – его тело. Возможно, в куколке происходят сходные процессы, так как насекомое так же имеет более и менее подвижные части. Но для нас, возможно, это не так уж и важно. Для нас имеет значение, что происходит в человеке, когда он эволюционирует от одной определенности к другой.

При трансформации различных частей человеческого существа сохраняется тот же самый принцип движения от одной определенности к другой. Но человек, в отличие от куколки, в переходный период – открытая внешнему миру система, поэтому при переходе к последующей определенности, на него могут влиять самые разнообразные внешние факторы. Дело в том, что когда определенность сформирована, её уже невозможно изменить, разве что только разрушить. Насколько человек устойчив в своей духовной работе к посторонним влияниям и определяет его искренность. Известен эпизод, в котором человек решил помочь бабочке выбраться из куколки, хотя её переходный период еще не закончился, и она еще должна была приложить последние усилия, чтобы выбраться на белый свет. Но человек лишил её возможности сделать эти усилия, без которых она не смогла стать совершенной бабочкой, и она осталась калекой. То же самое происходит, при формировании человека – для того, чтобы достичь следующего более высокого совершенства, необходимо сделать целенаправленные осознанные усилия. Но если немного подправить цель и под благовидным предлогом ослабить усилия, то не родится «бабочка», а появиться нечто уродливое. Это же наблюдается и при вмешательстве в естественное развитие человека. Известно, что человек от рождения и до смерти проходит несколько этапов развития и если какие-то проявления человека, естественные для взрослого, стимулировать преждевременно, то не вырастут «крылья у бабочки» и она на всю жизнь будет прикована к земле. Есть только одно качество человека, развитие которого не может быть преждевременным – это знания, правда, в разном возрасте человек эти знания получает различными способами. Например, в детстве – это игра, в отрочестве и юности – прилежный труд, в зрелости – постижение прежде неизвестного, в более позднем возрасте – обобщение и выводы.

В духовной практике состояние определенности – это время, когда у человека появляется интерес к трансцендентному. С этого времени начинается внутренняя трансформация сознания. Можно сказать, что человек уже не может оставаться «гусеницей», и начинает свое путешествие к «бабочке». Но мы с вами уже знаем, что человек – открытая система и в период путешествия к «бабочке» к этой системе может подключиться что-либо на первый взгляд созвучное, но имеющее другую цель. И человек может попасть в ловушку, а осознает это только тогда, когда затратит на ложный путь значительную часть своей жизни и энергии.

Чтобы такого не случилось необходимо иметь внутреннюю цель, которая не опирается ни на что внешнее. И с чем бы не встретился человек, он должен все это рассматривать с позиции своей цели. И не только рассматривать с позиции своей цели, но приспосабливать к своей цели. И однажды человек осознает, что прежние его заблуждения и препятствия были связаны с его неискренностью. В этом случае, осознание всевозможных ловушек и препятствий внешнего мира будет защищать человека от ошибок и различных ложных влияний так же, как хитиновый покров куколки защищал её от разрушительной внешней среды.

Но даже в тех случаях, когда духовный искатель чувствует себя уверенным на внутреннем пути, и даже тогда, когда ему кажется, что уже ничто не в силах изменить однажды избранное им направление, антибожественные силы могут устроить ему революцию. Революции – это испытанный метод темных сил, при помощи которых они отбрасывают и отдельных людей, и даже целые народы от состояния определенности в состояние хаоса. А мы уже знаем, что в этом промежуточном состоянии легко навязать какую-либо ложную идею не только отдельному человеку, но целому народу, и даже человечеству. Революция для отдельного человека – это захваченность чем-либо, не поддающимся контролю, или же неожиданно возникшие условия, например, опасные для жизни самого человека или его близких.