Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

2008-05-04

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

«Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747года». Ломоносов М. В.

 

Каково мировоззрение человека, таков и путь он для себя выбирает. Мировоззрение начинает формироваться с детства, и, конечно же, большое значение в этом имеет школа. Если в современных школах преподают по все более упрощенным программам и значительное время отводят «сексуальному воспитанию», вернее, концентрируют внимание школьников на половых отношениях, сексуальных удовольствиях, заявляя, что и дети имеют на это право, то в центре мировоззрения, таким образом воспитанного человека, будет примитивный труд и секс.

Существует спектр интересов от самой низкой его части, о которой мы только что говорили, и до самой высокой, которая соответствует высоким стремлениям, истинному героизму, духовности. Какую часть спектра интересов занимает человек, зависит от его мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов на жизнь природу, общество. Для одних людей формирование мировоззрения заканчивается, когда они приобретают определенную профессию и умение вести свое домашнее хозяйство. Но есть еще более примитивное мировоззрение, которое не включает в себя семьи, а только работу и удовольствия, да и то, работа при таком мировоззрении занимает место досадной необходимости.

Мировоззрение содержит в себе три основных аспекта: первый из них – это знания. Второй – отношение человека к реальности этого мира, третий – смысл всего сущего и смысл своего собственного существования. Отдельно стоят личностные особенности человека, которые в значительной степени зависят от наследственности и условий существования человека.

Сами по себе знания, которые получает человек, или информация, которой он заполняет свою память, ещё не делает его ни высоко культурным, ни духовным. Всем этим содержимым образованного человека можно заполнить компьютер и от этого он не станет ни лучше, ни хуже; можно прочитать много умных книг и, тем не менее, остаться глупым.

Очень важным является отношение человека к окружающему миру, в котором он может быть потребителем и тогда это наихудший вариант, и он может осознавать себя частью этого мира и свою ответственность перед ним. В отношение человека к окружающей его реальности так же входит знание предназначения всего сущего в мире.

И, наконец, отношение человека к самому себе и своему предназначению в этом мире. Он должен знать, что мир, в котором он родился, является для него школой, в которой он может приобретать не только внешний опыт, помогающий ему выжить, но, самое главное, – он должен знать, что реальность этого мира служит для него трамплином, оттолкнувшись от которого он может встать на путь, ведущий к его предназначению.