Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

НЕКОТОРЫЕ ГРАНИ ВНУТРЕННЕГО ПУТИ

2012-05-24

Человеческая жизнь подобна потоку с его центральной, наиболее интенсивной частью, и периферией, которой он соприкасается с другими потоками. Всё человечество распределено между потоками и в своей деятельности подчиняется законам и правилам этих потоков. В древней Индии все люди этой страны делились на четыре касты – четыре основных потока человеческой социальной активности. В современном мире, как это ни странно, продолжается сохраняться это деление, но уже не на социальном, а на психологическом уровне. Подавляющее большинство людей являются шудрами – это обычные потребители с рабской примитивной психологией, исполнители воли тех, которые стоят выше их на социальной лестнице. Так как официально кастовой системы в настоящее время в мире не существует, её отменили как, например, отменили национальность в России, то шудры получили возможность занимать места вайшьев, кшатриев и даже браминов, а те в свою очередь стали занимать места не свойственные их психологическим особенностям. Как будто всё перемешалось и усреднилось, но это совсем не так. Эти четыре потока сохранились, но в них мы находим людей самых разных социальных слоёв. В сером мутном потоке шудр находятся и бомжи, и президенты. В огромном количестве присутствуют всевозможные дельцы. Для всей этой категории людей основной целью их деятельности является выгода, власть, удовольствия. О морали при этом речь не идёт. Этот слой людей можно охарактеризовать как потребителей, рабов, независимо от социального статуса. Вайшьи – эта та психологическая категория людей, для которых честь и долг являются одним из непреложных правил при взаимодействии с реальностью этого мира. Они не откажутся от выгоды, но никогда не согласятся на бесчестные способы её получения. Кшатрии – воины. Это те в современном мире, которые противостоят разрушению, беспорядку, разложению, обеспечивают независимость народа и государства от врагов и реализацию созидательных планов. Чувство долга и чести является фундаментом их личности. Брахманы – это учителя, мыслители, мудрецы, высоко духовные люди, знающие пути истины. В зависимости от того, кто находится на вершине социальной пирамиды, страна будет процветать или разрушаться. Если страной управляют Брахманы или кшатрии, то это является великим благом для народа этой страны. Если ею управляют вайшьи – то это создаст в стране достаток и равновесие. если же на вершину социальной пирамиды взойдут шудры, то целью их будет не благосостояние народа, не сильное и процветающее государство, но собственная выгода, наслаждение властью и стремление сделать народ своей страны шудрой – потребителем, толерантным к мошенникам, насильникам и разрушителям. Через каждого человека проходят все четыре психологических потока, важно, что преобладает в нём и стремится ли он к внутреннему совершенству. Духовный искатель должен всегда осознавать себя в потоке брахманов и прилагать необходимые усилия, чтобы быть на его стремнине.

Следующим аспектом внутреннего пути является бдительность. Духовный воин в каждое мгновение своей жизни готов встретить любой вызов, который она предъявит ему. Он знает, что избран Божественным для внутренней работы, и всё, что предоставляет ему внешний мир, является милостью Божественного учителя. Он знает, что на поле его судьбы сеет не он, а Бог, и всё, что всходит на этом поле, является средством для его совершенствования. Если духовный искатель твёрдо верит в то, что внешний мир является для него школой и что Божественный учитель предоставляет ему те уроки, которые соответствуют не только его возможностям, но и готовностью принять их, то внешней мир будет предоставлять ему всё, что необходимо для его успешной внутренней работы.

Третей особенностью внутреннего пути является искренность, которая является центральной частью потока его собственной жизни, подчиняющей все грани его как внутренней, так и внешней жизни. Искренность точно камертон, со звучанием которого духовный искатель постоянно сверяет свою внешнюю и внутреннюю жизнь. Искренность ещё можно сравнить со стрелкой компаса, которая не только указывает направление, в каком должен следовать духовный искатель, но и степень его отклонения от избранного им пути. Искренность не только определяет способ бытия духовного искателя, но и все его мысли, его желания и стремления. Ничто в человеке не должно отклоняться от избранного им направления.

Искренний, в своих духовных устремлениях, человек, избранный им путь может осознавать как негаснущее стремление к знаниям, истоком которых является его истинное сердце. Находясь в состоянии пробужденности, он будет осознавать не только направление потока, увлекающего его в направлении Божественной истины, но и различении всего, что предоставляет ему этот поток. И если в начале своего пути он будет осознавать необходимое усилие своей осознанной воли для удержания его в избранном им направлении, то в дальнейшем он осознает, что эта воля принадлежит не ему и тогда он с радостью отдастся потоку Божественной сознательной воли.

Сдача Божественной воле предполагает, что всё, необходимое для эволюции сознания человека предоставляет ему Божественный. Духовному искателю достаточно только удерживать своё внимание в направлении Божественной истины и отвергать всё, что может изменить направление его внимания. Причём, само отвержение – это не какой-то внешний процесс, и не просто внутреннее усилие, при помощи которого человек отодвигает или отбрасывает помеху со своего пути, но осознание внутренних причин, притянувших эту помеху или проблему. Для человека, идущего духовным путём, любые события являются Божественной милостью, потому что они помогают ему осознать в себе те стороны своей личности, которые препятствуют, а в некоторых случаях способствуют эволюции его сознания. Божественный, как гениальный учитель, ведёт человека путём его восходящего совершенства, предоставляя ему те обстоятельства, которые для этого необходимы.

 Но даже само духовное устремление не является чем-то динамичным, оно, скорее статично, соответствует лучу света, указывающему направление, в котором должно быть фиксировано внимание духовного искателя. Обратите внимание, луч света не только делает видимым то, что прежде было скрыто во тьме, но и не позволяет отвлекаться вниманию человека на то, что находится за пределом этого луча света. Поэтому, духовное устремление позволяет человеку не только видеть все элементы духовного пути, но и быть защищённым от всего, что может служить препятствием в его устремлениях. Исследуя состояние стремления, духовный искатель обнаруживает, что в нём одновременно присутствует сострадание ко всему, что не находится в потоке стремления к Божественной истине и чувство благодарности Божественному, за его великую милость.