Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

О ГАРМОНИИ И ЗАВИСИМОСТИ

2012-05-07

Всеобщее функциональное единство людей невозможно без всеобщей зависимости. Хотя в любом единстве присутствует компонент и единства механического, в котором взаимозависимость выражена незначительно. Например, поток пешеходов, движущийся в одном и том же направлении. Эта работа не имеет своей целью исследовать все варианты взаимодействия людей, но только некоторые аспекты взаимодействий людей близких, например, друзей, супружеских пар, родителей и детей. Более того, в этой работе отражены только многолетние наблюдения врача-психотерапевта, при консультировании супружеских пар, пытающихся решить свои семейные конфликты.

В период формирования отношений взрослые люди стремятся поворачиваться друг к другу своими лучшими сторонами. В связи с этим, в этот период между ними обычно не возникают какие-либо конфликты, и даже, напротив, у каждого из них формируются образы возможного идеального спутника жизни. Но в дальнейшем, когда эти объединения становятся достаточно устойчивыми, на передний план выходят и другие грани личности, которые могут восприниматься как неприятные сюрпризы. Похоже, что люди устают играть роль хороших по отношении друг к другу, и они возвращаются в состояние привычного для них индивидуального психологического равновесия. Это время, когда начинают формироваться системы «двойных звёзд» с общих для них центром, вокруг которого они вращаются. Кстати, Земля и Луна так же вращаются вокруг общего для них центра, и в этом содружестве Земля занимает лидирующее положение. Во взаимоотношениях между людьми всё выглядит несколько сложнее, потому что основной причиной определяющей, кто вокруг кого должен вращаться, является не его масса, а внутренняя значимость. Но так как массы всегда можно тем или иным способом взвесить и определить, кто из них двоих будет главнее, то со значимостями что-либо предсказать невозможно, так как они могут увеличиваться и уменьшаться в разы непредсказуемым образом. И тогда карлик может претендовать на положение великана, а великан начинает вести себя как карлик. Есть же такие пословицы: «Мал золотник, да дорог» и «Велика фигура, да дура». А дальше взаимоотношения могут формироваться по-разному, например, мать – сын, отец – дочь, господин – раб, тиран – жертва, паразит – жертва. Могут быть не только диполи, но и многоугольники, потому что в образовавшихся семьях могут быть дети, а у взрослых могут быть другие, близкие им люди. Если муж ведёт себя как всего боящийся ребёнок, который готов постоянно хвататься за материну юбку, то жена начинает вести себя по отношению к такому мужу, как мать. Заболел пальчик, зубик во рту, в правом боку кольнуло, а ещё хуже, если в левом. А женщина хочет быть за мужем, как за скалой, но не получается у неё из этого ничего. Она хочет видеть в нём смелого и сильного, а он в сложной ситуации норовит спрятаться за неё или ещё за кого-то. Она хочет видеть в нём опору, а он то и дело норовит опереться на её слабое плечо. И если альпинисты поют, что «лучше гор только горы», то такой мужчина поёт, что «умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт». Возможно, потом из этой женщины выйдет Некрасовская героиня, которая на ипподроме будет бросаться под ноги скачущего коня, чтобы остановить его, и безудержно рваться в горящую избу, хотя там, возможно, уже давно никого нет. Но что поделаешь, привыкла, а «привычка – вторая натура». Правда, муж заботится о жене, помогает ей, в чём только может, и даже норовит помогать там, где не может, или там где не нужно, никогда не повысит на неё голос. Но, всё равно, не хватает ей присутствия в нём силы Жана Габена, или хотя бы его тени. Но, каждому своё…

В современном мире полярности мужского и женского перемешались – во многих мужчинах начинает проступать женственность, а в женщинах – выпячиваться мужественность. В семьях такие мужчины стремятся поудобнее устроиться на шее женщины, чтобы она кормила его, поила, ублажала, в постельку укладывала, а от него, как он считает, достаточно только его мужского достоинства.

Слово – мужественность звучит гордо, уважительно, надёжно, поэтому женщин с мужскими чертами лучше назвать мужеподобными – они успешны в бизнесе, нередко предпочитают покупать любовь, а не любить, а если выходят замуж, то им хочется, чтобы муж умел всё делать на кухне и по дому, а она будет зарабатывать деньги. Но есть и крайности, на которых множатся толпы лесбиянок и геев.

Во взаимоотношениях «Отец – дочь», – муж подобен заботливому отцу, а его жена подобна беспомощной непрактичной, ничего не умеющей дочери. Она и не хочет чему-либо учиться, потому что, научившись, потеряет статус беспомощной женщины, о которой надо заботиться и которую нужно всячески опекать. Она нежна, эгоцентрична, в меру витальна, способна получать удовольствия, так как жизнь, в которую её поместила судьба, существует только для получения удовольствий. А в чём ещё может состоять смысл жизни? Здесь можно вспомнить шуточную притчу о создании человека. В ней Бог первой создаёт женщину. И ходит она в тени райского сада, в котором птички поют, благоухают цветы, фонтаны брызжут серебристыми струями прохладной воды, дорожки белым песком посыпаны. И видит она, как лебеди в прудах ухаживают друг за другом, как пташки о чем-то щебечут между собой. И среди блаженства райского сада у неё поднялась смутная тоска по чем-то неизвестном, но желанном. И расплакалась она так, что услышал это Бог и спросил её: почему она так горько плачет? И тогда попросила женщина Бога, чтобы он создал существо, которое бы нежило её. И создал тогда Бог змею, которая обвивала её тело своими прохладными кольцами и что-то шептала ей, то в одно, то в другое ухо. И женщина ходила по усыпанным белым песком дорожкам, улыбалась и была счастлива. Змея была не слишком изобретательна в своих ласках, да и нежности и шутки, которые она шептала в уши женщины были однообразны и плоски, и скоро надоели женщине. Тем более что она видела как прыгает и веселится на деревьях птичья детвора, и от этого женщине стало ещё более тоскливо. Она сбросила с себя кольца змеи и когда та упала на землю, наступила ей на хвост и змея, шипя, уползла в кусты. Ещё горше прежнего расплакалась женщина, так что не услышать её было невозможно. И Бог предстал перед ней и терпеливо спросил её, почему она так горько плачет? Она, всхлипывая, ответила, что очень несчастна, и ей очень грустно среди общего райского веселья. И тогда Бог создал обезьяну, которая стала прыгать перед женщиной, корчить рожи, кувыркаться и что-то, по-видимому, смешное выкрикивать. И женщина смеялась и была счастлива, но ненадолго – уж слишком однообразен был весь этот обезьяний юмор. На этот раз она так громко расплакалась, что разлетелись птицы на деревьях, а перепуганные звери забились в райскую чащу. Даже самой женщине стало страшно от того, что произошло вокруг неё.

Бог не мог не заметить этот переполох в раю, да и женщина была любимым его творением, и он тут же предстал перед ней, вытер ей слёзы и участливо спросил её, о чём ещё она так горько плачет. И тогда женщина, не переставая плакать, сказала, что она женщина слабая, беззащитная и хочет, чтобы он создал существо, которое бы защищало её. И тогда Бог создал льва. И лев возвестил о себе громким и грозным львиным рыком, и всё живое в раю попряталось и притихло. И ходил лев вокруг женщины и периодически рычал и бил себя хвостом с кисточкой на его конце. И все разбегались перед ними, и женщина была довольной и радостно смеялась, запуская свои руки в густую львиную гриву. Но лев кроме рычанья и размахивания своим хвостом, больше ничего не умел, ни ласкать как змея, ни смешить, как обезьяна, он только ходил вокруг неё, недовольно на всё на свете сопел и периодически во всю глотку ревел. Надоел ей лев, она схватила палку и ударила его по спине и лев поджав хвост, убежал от неё. И тогда женщина так горько и так громко заплакала, что всё живое в раю сбежалось к ней, чтобы утешить её. Но она была безутешна до тех пор, пока Бог не подошёл к ней и не спросил её, почему она так горько плачет и что ещё ей нужно. И она, прижавшись к нему, сквозь слёзы попросила его, чтобы он создал существо, которое бы ласкало её, забавляло, защищало и терпело её. И тогда Бог создал мужчину. Так вот, это тип женщины – дочери. Потом бог создал и других женщин, и других мужчин под стать им, поэтому рассмотрим ещё некоторые варианты отношений между людьми.

Отношения между людьми чаще всего происходят на неосознанном уровне. Люди выражают себя так, как позволяет им их эго. И если мы внимательно присмотримся к сути человеческих реакций при взаимоотношениях с реальностью мира, то найдём, что в каждом господине сидит раб и, напротив, в каждом рабе – господин – всё зависит от обстоятельств. В зависимости от того, в какой степени в господине присутствует раб, господин ведёт себя в отношении зависимого от него человека неодинаково. Чем в большей степени раб присутствует в человеке, тем  более грубым будет этот человек в роли господина. Он может, часто неосознавая этого, унижать зависимого от него человека, быть по отношению к нему грубым и  невнимательным. Кстати, когда мы говорим, зависимого человека, то имеем в виду, что эта зависимость может и не быть реальной. Например, большинство мужчин где-то на уровне подсознания считают женщин пониже себя рангом, – все-таки у нас патриархат, что позволяет им вести себя в отношениях с близким человеком в лучшем случае снисходительно, сверху вниз, а в худшем – как господин. Для ущербного человека, в котором преобладает раб, очень важно осознавать себя господином, или хотя бы быть таким, какими он видит вокруг себя своих знакомых, сотрудников и других, в какой-то мере близких для него людей. Например, все мужчины моего возраста женаты или были женаты, а я всё ещё хожу в бобылях. То же самое можно сказать и о девушках. Мы хотим быть такими «как все» – это нас защищает, так как все не могут ошибаться, не могут быть неправильными. Но человеческое эго так устроено, что оно не хочет быть посредственностью, и даже будучи «таким как все», оно хочет выделиться из общей серой массы. Но так как это стремление носит количественный характер, то главное для человека не стать другим, а стать более значимым. Человек с примитивной психологией стремясь быть более значимым в межличностных отношениях это выражает по-разному. Это о таком человеке сказано в пословице: «Молодец среди овец, а против молодца – сам овца». Т. е. он может быть грубым иногда даже жестоким, с теми, которые не могут ответить ему тем же самым, возможно, по этическим соображениям, и в то же время пресмыкаться при изменившейся ситуации перед теми же людьми.

Иначе себя ведут паразиты. В животном мире паразиты-вампиры обезболивают то место, в котором они прокусывают кожные покровы. В человеческом мире паразиты втираются в доверие, обходя бдительность, чтобы занять удобные для паразитирования места или позиции. И это происходит не только в масштабах какого-либо народа, или человечества, например ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА США, но и между отдельными людьми. Вспомните иудушку Головлева Салтыкова-Шедрина. Особенно часто паразитизм встречается среди людей, страдающих истерическим складом личности. О них хорошо сказано в работе Эрнста Кречмера – «об истерии». Среди этой группы людей мы можем встретить святош и деспотов. Ими могут быть и наши близкие. Примером этому могут быть наши дети, у которых в определенном возрасте могут достаточно ярко проявляться истерические черты характера, реализация которых всегда преследует выгоду. А вспомните А. С. Пушкина:

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог»…

Это про них сказано: «Носится, как с писаной торбой». Имеется в виду со своими болячками, слабостями, головокружениями, непереносимостями и ещё с чем угодно, лишь бы переложить на другого, или других людей часть своих проблем, или если удастся, то уйти от них. Паразитизм всегда связан с ложью, которая чаще всего похожа на правду, и ей трудно не поверить.

Существуют ещё и другие типы личностей и различные варианты взаимоотношений между ними, но главное во всём этом – не смотря на различия между людьми, необходимо стремиться к полной гармонии отношений. А построить её могут только те, которые взаимодействуют между собой, но в любом случае, каждый из взаимодействующих людей должен стремиться к этой гармонии.

Гармония отношений между двумя людьми может сформироваться, если они при этом готовы слушать друг друга, а это возможно только тогда, когда ваш внутренний сосуд знаний, с которым вы приходите к другому человеку, пуст. Когда соблюдены эти условия, то у вас появиться желание слушать. Обычно у людей сосуды кратковременной памяти полны мнений и ожиданий, в которых мы уже заранее знаем, что нам скажет наш собеседник. Мы накладываем на него образ, сформированный из наших предвзятых мнений и общаемся с этим образом, а не с реальным человеком. И наш собеседник при этом осознаёт, что мы как бы не слышим его. И он в этом совершенно прав, так как образ, с которым мы общаемся, создан из наших мнений и уничижительных реакций нашего эго. Эго каждого человека стремится хоть в чём-то превосходить другого человека, и это легче всего сделать, если в его образ мы добавим негативных элементов, которых, возможно, в реальности у него и нет. Конфликтные отношения между людьми возникают тогда, когда люди не хотят меняться и не хотят слушать своего собеседника. Здесь слово собеседник имеет многогранный смысл – это тот человек, с которым мы вместе идём по жизни, и с которым мы общаемся своим присутствием друг возле друга, или же иногда обмениваемся информацией по какому-либо поводу. В таких случаях люди могут слушать друг друга постоянно, даже тогда, когда они не разговаривают друг с другом. Люди – текучие существа, и даже если они говорят как будто бы об одном и том же, о чём уже прежде говорили, то на самом деле это не так, потому что сегодня этот человек уже не тот, каким он был прежде. Да и слушатель тоже изменился. А то, что слушатель воспринимает как повторение того, что он уже слышал прежде, то это свидетельствует, что он воспринимает только форму, но упускает содержание, которое при подобных повторах может иметь совершенно другое значение. Люди обычно общаются на уровне жёстких форм, поэтому их общение всегда заполнено противоречиями, несогласиями, конфликтами и даже трагедиями. При общении люди стремятся пробиться сквозь оболочку формы, но это делает её ещё плотнее. Пройти сквозь оболочку формы можно только «затаив дыхание», когда у слушателя нет ни одной мысли или какого-либо внутреннего движения. В это время даже его взгляд неподвижен и направлен в сторону того, с кем он общается. Что интересно, так это то, что когда слушатель действительно слушает, то для него исчезают какие бы то ни было повторы, так как он в это время находится за пределами форм, он в потоке, да и сам в это время является потоком. И если он одну и ту же информацию воспринимает повторно, то он уже не тот, каким был прошлый раз, и сегодня воспринимает уже другую грань этого сообщения.

Правильное слушание создаёт состояние единства, которое невозможно на уровне внешних форм, и происходит только тогда, когда мы проникаем за пределы оболочки формы. При этом у человека возникает состояние полноты, радости, доверия и счастья, которое заполняет всё его существо. И это состояние, переживаемое слушателем и одновременно говорящим, неизмеримо ценнее любой информации. Но так как слушание возможно не только тогда, когда нам о чём-то говорят, но и тогда, когда мы просто присутствуем. И это присутствие совсем не обязательно в одной квартире, но и ещё где угодно, важно, что вы слушаете друг друга, и тогда ваши сердца вместе.