Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

ПРИЗНАКИ ГАРМОНИИ ОТНОШЕНИЙ

2012-03-15

Психологи изучают психологические особенности других людей, чтобы при необходимости помочь им разобраться в себе при взаимодействии с реальностью этого мира. Человек, избравший для себя внутренний путь, в отличие от психологов, стремится исследовать самого себя, понять себя, чтобы, прилагая направленные усилия, измениться, в соответствии с избранным им путём. Психологи используют определенные психологические методики, при помощи которых пытаются гармонизировать человеческие отношения как друг с другом, так и с человеческим сообществом. Но это возможно только тогда, когда пациент захочет делать усилия, чтобы что-то изменить в себе. Согласитесь, что изменить другого человека против его воли невозможно внешними средствами, сколь бы эффективными они ни были. Его можно научить определённому поведению, но это будет только его маска, под которой он, скорее всего, останется прежним. Людям вообще хотелось бы, чтобы внутренне менялся кто-либо другой, но только не они сами. По их внутреннему мнению они уже достаточно совершенны, поэтому их отношения к другим людям и их поступки вполне обоснованы и правильны. А если они дисгармоничны, то в этом, разумеется, причиной является кто-то другой. И это выглядит особенно рельефно, при рассмотрении взаимоотношений близких друг другу людей. Рассмотрим прогрессивную динамику возможных отношений двух людей, от начала их формирования, когда возникает их иллюзорное единство, до того этапа, когда это единство становится истинным.

Отношения людей, особенно близких друг другу, могут иметь несколько этапов. Первый из них, – когда они хотят понравиться друг другу. В это время они пытаются уловить друг друга, не замечая того, что сами уже находятся в ловушке иллюзорных фантомов ожидания. Привлекательного для них человека они наделяют теми положительными качествами, которых, возможно, у него никогда не было, и в отношениях с ним предвкушают то будущее, которого в действительности, никогда не будет. В этот период на передний план выходят наиболее привлекательные для другого человека субличности. Конечно же, людям нравится, когда о них заботятся, когда человек, с которым они находятся в контакте, интересный и не стандартный, отвечает их ожиданиям. В этот период у каждого из них формируется внутренний фантом, который соответствует той привлекательной субличности, которая в этот период находится на переднем плане.

Следующим этапом является время, когда люди уже в какой-то степени привыкли друг к другу и им уже не нужно прилагать усилия, чтобы продолжать нравиться друг другу, потому что они уже всё равно вместе. Это время, когда на переднем плане их личности начинают появляться другие, прежде сдерживаемые, субличности, возможно, не самого лучшего качества, что, разумеется, не может нравиться другому. Но каждая субличность человека нуждается в пище. Она для этого и выходит на передний план, чтобы утвердить себя через свою реализацию. Для субличностей человека важно не только показать и утвердить себя, но и вызвать определенную ответную реакцию тех людей, перед которыми они себя демонстрируют. Люди очень часть этого не замечают, хотя их всегда раздражает, когда они не видят соответствующую ответную реакцию. И даже это раздражение они облекают во внешне справедливое возмущение, например, почему ты всегда уходишь от неприятных для тебя разговоров, или, тебе, наверное, безразлично то, о чём я говорю? На самом деле, одному из двух, прежде близких людей, нужен конфликт, определенная субличность, находящаяся на переднем плане, хочет себя реализовать. Позади каждой субличности стоят определенные силы, принадлежащие каким-то планам реальности низшей сферы миров. Этим силам нужна энергия и они, используя субличности, как своих представителей  в человеке, вынуждают его отдавать им энергию.

Если человек находится на внутреннем пути, то подобного рода ситуации позволяют ему осознать свои несовершенства и трансформировать их. Когда Шри Ауробиндо говорил, что все возможности в человеке должны быть открыты, то не имел в виду, что все они должны быть реализованы, но, чтобы все они были осознанны.

Можно подумать, что само по себе такого рода осознание ничего не меняет, но это не так, потому что осознание реакций субличностей на всё более ранних стадиях их проявления, формирует в человеке «Свидетеля». И, кроме того, при этом возрастает восприимчивость человека и способность его к различению. Практически, это идёт совершенствование «Свидетеля» человека. К тому же, через внимание человека действует его намерение, ограничивающее реакции субличностей, что, в конечном счете, приводит к их ослаблению и, в конечном счёте, к замене на реакции внутренней истинной части человеческого существа.

На самом деле вся внешняя структура человеческого существа является инструментами человеческого эго, а эго в свою очередь, – это часть сети Люцифера, наброшенной на всё живое на Земле. Именно через эго Люцифер проявляет свою власть над всем человечеством. Но, Князь мира сего, не может создать что-то своё, оригинальное, он может только копировать, внося в эти копии извращения, удобные для его проявления в этом мире. Поэтому, все субличности человека – это извращённые грани истинной части человеческого существа. И когда люди приходят в соприкосновение друг с другом, то это вначале происходит на внешнем уровне, которым управляет эго. И только потом, значительно позже, если человек избрал для себя внутренний путь, он проходит сквозь болота и ухабы, всевозможные соблазны и ловушки этой внешней части и однажды люди соприкасаются друг с другом своими истинными частями. И только тогда они начинают понимать, что все недоразумения и конфликты, все дисгармонии в их взаимных отношениях были временем прохождения, через слой лжи и извращения этой внешней части человеческого существа.

Истинные отношения не содержат в себе чего-либо дисгармоничного. Их можно охарактеризовать как отношения полного приятия и в то же время независимости. И эта независимость выглядит несколько необычно – при ней человек ничем не жертвует для другого человека, но всё, что он для него делает, вызывает в нём светлую радость. Он не чувствует, что другой человек что-то должен для него делать или не делать, в то же время испытывает удовлетворение, если что-либо может сделать для близкого человека. Он не требует взаимности, потому что большую радость для него доставляет то, что он делает для близкого человека. Для него давать неизмеримо более радостно, чем брать. Недостатки другого человека не вызывают в нём раздражение или неприятие, – он принимает его таким, каков он есть. При этом он осознаёт, что все несовершенства близкого человека относятся к его внешней природе, проявления которой необходимы для получения духовного опыта. В этот период люди воспринимают внешнюю часть друг друга, не как нечто определяющее в их взаимоотношениях, но как нечто второстепенное, хотя и важное, но главное, что определяет их взаимоотношения друг с другом, является душа, можно даже сказать аура души, так как она становится атмосферой жизни для каждого из них.

Личностные характеристики людей могут во многом не только не совпадать, но и быть совершенно несовместимыми друг для друга, но не бывает несовместимости душ человеческих. Психическое существо каждого из людей, использует особенность архитектуры внешней его части, для получения своего духовного опыта. Поэтому, психологические особенности каждого человека являются необходимостью и не должны порицаться теми, которые имеют другие особенности внешней части своего существа. Но это совсем не значит, что все поступки человеческие должны быть оправданы, так как человеку дана возможность осознания своего отношения к реальности этого мира и дана воля, чтобы ограничивать деструктивные проявления своих субличностей.

Всё, что мы говорили о взаимоотношениях двух близких друг другу людей, имеет прямое отношение и к взаимоотношению человека с окружающим его миром, который так же имеет два смысловых уровня. Первый из них содержит в себе структуру, с которой человек должен постоянно взаимодействовать, чтобы выжить. К этому уровню относятся не только жизненно необходимые усилия, без которых человеку не выжить, но и социальные условия, диктующие человеку определенные способы поведения.

Вторым уровнем этой же самой реальности является уровень ученика. Особенностью этого уровня взаимодействия мира с человеком является, воздействия на те качества человеческой личности, которые нуждаются в трансформации. При этом сила и качество внешних влияний точно дозированы и направлены так, что человек не только осознаёт в себе те грани своей личности, которые нуждаются в их осознании и дальнейшей работе с ними, но и без всяких сомнений осознаёт в этом указания Божественного. И тогда у человека исчезает противостояние с миром, который он принимает как школу, а свою жизнь, как ученичество. И к этому ещё важно добавить, что к этому времени у человека появляется безусловная внутренняя опора – жизнь ради Божественной истины. Практически, перед человеком в это время открывается бескрайние горизонты деятельности, в которой он одновременно является не только сотрудником Божественного, но и полем, на котором он выполняет его работу.