Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

О СУБЪЕКТИВНОМ ВРЕМЕНИ

2008-02-26

Люди осознают поток времени, потому что у каждого человека есть свое субъективное время, которое не основано на его уме или на каких бы то ни было внешних знаниях, корни его находятся в его физическом теле. Но, имея только свое субъективное время, человек может и не замечать его, так же как человек плывущий по широкой реке на плоту не будет замечать своего движения, если не обратит внимание на берега этой реки. Источником любого времени является Вечность, которая сама по себе не является временем, но только гранью Божественного. Следовательно, человек осознает течение времени, только потому, что в нем есть на каком-то глубинном уровне осознание Вечности. Когда мы осознаем состояние «здесь и сейчас», то это еще не осознание вечности. "Здесь и сейчас" – это мгновение времени, а мы с вами уже говорили о том, что вечность не является временем. Вы можете переживать "здесь и сейчас", осознавая себя в движении, когда вы беседуете с кем-либо, или же просто сидите. Этому научиться нетрудно, если вы достаточно настойчивы. Быть "здесь и сейчас" – это один из путей быть полностью сознательным, что является одной из ветвей прекрасного дерева индийской Йоги. Но, в то же время, это путь, идя которым, вы можете осознать вечность. Будучи "здесь и сейчас" вы можете осознать, что намерение любого действия или даже мысли имея общий план, тем не менее, является дискретным. Это можно сравнить с большой волной мертвой зыби, на поверхности которой существует множество волн поменьше, а сама большая волна – это часть намерения океана. Океан – это и есть Божественный, который порождает всевозможные намерения, которые мы можем назвать жизнью, и неважно, осознаем мы их или нет. Все намерения Божественного существовали и существуют независимо от того, знаем ли мы о них что-либо или не знаем. Осознав "трещины" между проявлениями намерений, на пути к реализации основного намерения, можно, в конце концов, осознать основное намерение, определяющее направление наших действий или мыслей. Это можно сравнить с прежней метафорой, в которой мы находимся на плоту посреди широкой реки, и мы видим некоторые объекты, которые плывут в ее водах, но с другой скоростью по сравнению с плотом, возможно, более медленной, потому что они находятся ближе к берегу. И теперь нам остается осознать смену наших намерений и то, что находится между ними, другими словами, посмотреть на берега этой реки, которые всегда остаются неподвижными. Теперь это становится для нас возможным, потому что мы смотрим уже не только на наш плот, а на нечто, находящееся за его пределами. И если нам удастся заглянуть в "щель" между намерениями, то мы осознаем вечность.

После этого нам необходимо сделать еще один очень важный шаг – мы должны быть максимально сосредоточены на осознании состояния вечности, сосредоточены как можно дольше время. Это похоже на то, что мы не отпускаем вечность. На первых порах задержать осознание вечности будет удаваться только на короткое время, но в дальнейшем, если наши усилия в этом направлении будут неустанными, то это приведет к тому, что наше существо начнет заполняться этим состоянием вечности. Лахири Махасайя – индийский йог и мудрец, живет уже более трехсот лет, по-видимому, стремясь быть "здесь и сейчас", и осознав трещину между намерений, он остановил для себя состояние вечности (здесь мне хотелось сказать, что он провалился в трещину вечности между намерений). И теперь никто не знает, как он действительно выглядит, потому что одним он является юношей, а другим может явиться глубоким стариком. И никто не знает цели его жизни. Данная здесь методика является одним из путей, ведущих в направлении Божественной истины. Состояние вечности – это только один из аспектов Божественного, доступный для познания его человеком и, возможно, все пути, ведущие к Божественной истине, в действительности являются разными гранями одного пути.