Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

КОГДА ОТНОШЕНИЯ РУШАТСЯ

2008-01-01

 

Отношения между людьми могут быть на разных уровнях. Они могут быть поверхностными и не налагающими каких-либо обязательств друг на друга. Более глубокие отношения порождают ожидания их углубления. Но такого рода ожидания возникают только у тех, которые сами по своей природе достаточно глубоки. Они как бы ждут, что эти отношения могут достичь дна глубины своей личности, которое за счет общения может стать еще более глубоким. Но часто встречаются такие варианты общений, когда человек настолько мелок, что при поверхностном общении может быть и незаметно, но, при повторных общениях становится очевидным, что в нем нет ничего более глубокого. Но это может осознать только тот, глубина личности которого превосходит глубину личности собеседника. Здесь есть одна очень важная особенность – чем более глубоким является человек, тем в большей мере в нем жажда своего углубления и расширения. У мелких людей этой жажды может быть так мало, что они будут отвергать попытки других людей заинтересовать их чем-то более глубоким. Мелкие люди чувствуют себя самодостаточными только при общении с такими же мелкими собеседниками. По-видимому, знания сами по себе содержат в себе жажду еще больших знаний. И когда их у человека слишком мало, то такого рода жажда им просто не осознается, так как она ниже порогов его восприятия, но чем больше знаний, тем больше их жажда.

Полноту человеческих отношений можно сравнить с пирамидой. У одних эта пирамида имеет только верхушку, которая едва видна над поверхностью земли, у других она может иметь значительную высоту, а у третьих – поднимается к облакам. Если отношения людей поверхностны, то это значит, что они едва прикоснулись друг к другу, если более глубокие, то это свидетельствует о том, что они открыли друг другу более глубокие слои своей личности. Но это еще не является свидетельством того, что они стали одним целым. В каждой личности существует грань, не доходя которой, человек относительно безболезненно может разорвать свои отношения с другим человеком (и не только с человеком, но с кем и с чем угодно). Правда, это не всегда одинаково воспринимается обеими сторонами, потому что для одного человека эта грань отношений еще не преодолена, а для другого она уже давно позади. И тогда при разрыве отношений один из людей будет страдать и даже делать попытки, чтобы восстановить эти отношения. Это связано с тем, что когда человеческие отношения переходят через эту критическую грань, то у одного из них, или же у обоих, меняется структура собственной личности, так как теперь в нее входит часть личности другого человека. Происходит своеобразное присвоение, которое объединяет людей. Но такое присвоение не делает другого человека беднее, потому что присваивается только копия того, что имеет другой. Это можно еще сравнить с мостом, который возникает между двумя личностями. Правда, нередко этот мост закреплен только на одном берегу, что приносит не только состояние неуверенности одному из них, но и надежду, что другой однажды со своего берега так же построит встречный пролет моста.

Как отношения разнополых людей, так и однополых, очень часто имеют свою внутреннюю структуру сходную с той, которая бывает между мужчинами и женщинами. Один из них, считая лидером другого человека, строит свои планы, с учетом того, что эти отношения будут продолжаться и в будущем, и это делает его уверенным в себе и вносит определенность в его жизнь. Но вполне может произойти так, что тот человек, который считался опорой для кого бы то ни было, имеет не достаточно глубокую личность, и, поэтому не способен к глубокой привязанности, которая может объединять двух людей в одно целое. И однажды этот человек отвернулся от того, кто был к нему привязан и, в связи с этим, был зависим от него, и опора рухнула, и вместе с ней рухнула воля к сопротивлению разрушительным внешним влияниям, и зависимый человек остался у «разбитого корыта». Такого рода эпизоды встречаются в тех случаях, когда зависимый человек считает свое положение защищенным и, расслабившись, начинает вести по отношению к своему лидеру непозволительно для их реальных взаимоотношений. Он позволяет себе больше дозволенного, которое определяется его лидером.

Но и на более глубоком уровне общения возможны конфликты. Хотя, если в первых случаях эти конфликты ведут к разрыву отношений, то в последнем случае, конфликты возникают в связи с требованием как одной, так и другой стороны в углублении и расширении общности. Не может общность между двумя людьми быть на одном уровне длительное время. Она должна обогащать их и в связи с этим они начинают стимулировать друг друга на путях знаний.

Но все, сказанное здесь, в наше время не всегда имеет такой конец, потому что, став чужими, не могут люди уйти друг от друга, так как общее жилье или общие дети заставляют их быть вместе. И тогда человек, идущий духовным путем, должен принести Богу жертву. И совсем не обязательно пожертвовать на храм или что-либо еще сделать подобного, потому что Богу не нужны материальные жертвы. Он должен пожертвовать своим эго, которое в таких случаях особенно страдает. Любые реакции на события внешнего мира и на отношения между людьми – это реакции их эго. Это оно считает себя хозяином человеческой судьбы и привязывает человека к привлекательностям и соблазнам материального мира. пожертвовать эго. может поэтому возникли разногласия между прежде близкими людьми, чтобы человек осознал, что эти разногласия существуют между его эго и эго прежде близкого для него человека. Очень хорошо, если человек в такого рода ситуациях научиться смеяться над всевозможными реакциями своего эго. Однажды мне пришлось быть свидетелем такого разговора между двумя любящими друг друга людьми. Когда  жена предложила мужу эту методику работы со своим эго, муж обрадовался и поддержал ее. Но, давай сначала – предложил он – будем смеяться над твоим эго, а как только оно разрушится, перейдем к моему, и будем смеяться над моим. Но, к сожалению, такая методика разрушения эго чревата нежелательными последствиями, потому что, когда человек смеется над реакциями эго другого человека, то в это время растет его собственное эго. Когда человек смеется над своим собственным эго, когда он отстраненно смотрит на всевозможные состояния, возникающие в нем, в связи с меняющимися внешними обстоятельствами, то это дает наибольший эффект для того, чтобы прервать зависимости от внешнего мира.