Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

О привязанностях

2006-06-06

Человеческая привязанность ненадежна, так как преимущественно основана на эгоизме и желаниях. Привязанности делают сознание человека узким и, в связи с этим, поступки его далеко не всегда адекватны реальности. Привязанности могут быть тамасичными, основанными на инстинктах и привычках,  раджасическими, поддерживаемыми страстью или сильным стремлением к обмену витальными энергиями, иногда саттвичными, которые кажутся лишенными личного интереса. Но в то же время они полностью зависят от удовлетворения личной потребности в получении какой-либо внутренней или внешней корысти, и когда потребность не удовлетворяется, ответное чувство идет на убыль, а привязанность уменьшается или вообще исчезает. Чем более сильной является привязанность, тем сильнее могут быть всевозможные потрясения и размолвки вплоть до вспышек ярости и ненависти. Несмотря на все это подобные привязанности могут длиться долго, так как тамасическая инстинктивная привязанность сохраняется в силу привычки, хотя различия между людьми могут быть существенными. Раджасическая привязанность может иногда сохраняться, несмотря  на всю несовместимость людей и происходящие меж ними разрушительные ссоры, потому что каждый из них ощущает витальную потребность в другом и из-за этого не может расстаться с ним. Саттвическая привязанность нередко сохраняется благодаря верности идеалу или какому-то другому важному для человека принципу, но и она со временем может утратить свою интенсивность. Действительно стойкая и надежная человеческая привязанность возникает только тогда, когда психический элемент в ней становится преобладающим и способен оказать радикальное влияние на отношения между людьми. По этой причине дружба может быть наиболее прочной формой человеческой привязанности, так как она менее всего подвержена вмешательствам витала, хотя и проявляет собой одну из граней эго. И, тем не менее, надежные друзья это столь редкое явление, что его можно воспринимать как своего рода иллюзию. Какой бы ни были человеческие привязанности, через них психическое существо получает необходимые эмоциональные переживания, пока не будет готово предпочесть совершенное несовершенному, Божественное человеческому. Так же как сознание должно подняться на более высокий уровень, так и истинное сердце тоже должно подняться на более высокий уровень. На духовном пути необходимо достичь такого состояния сознания, когда вся жизнь и все сознание находят свою опору в Божественном, которое должно стать источником любви и привязанности. Духовное и психическое единство с Божественным – это единственный путь, на котором следует сосредоточить все свои усилия, оставив все остальное в стороне.