Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

КОГДА ПРОИСХОДИТ ТРАНСФОРМАЦИЯ

2010-11-28

Все, что должно быть трансформировано, обязательно будет сопротивляться трансформации. Но так как трансформация имеет два направления – в одном из них она может идти в сторону упрощения, примитивизации, в другом – в направлении усложнения и повышения уровня сознания, то скатывание вниз происходит почти без всяких трудностей. Но зато, восхождение всегда сопровождается более или менее интенсивным сопротивлением того, что должно быть трансформировано. Человек это воспринимает как некоторое необходимое усилие для преодоления этого сопротивления.

Существует не одна причина усилий, которые направлены на преодоление сопротивления того, что не хочет в нас меняться. Например, человека заставляют что-либо делать, или ничего не делать там, где это для кого-то необходимо. И он делает или не делает, прилагая к этому усилия. Еще пример, человек выполняет какие-либо физические упражнения, или какую-то физическую работу, и уже осознает, что силы его на исходе, а конца запланированного количества упражнений или работы еще не видно. Человек прилагает последние силы, и через не могу, продолжает физические усилия и, возможно, переусердствовав, получает какой-либо патологический сдвиг в своем организме. Можно взять для примера героя рассказа Лескова «Железная воля» – Гуго Карловича, который делал невозможное до тех пор, пока не умер. И таких примеров, в которых человек делает усилия, преодолевая внутреннее сопротивление, можно набрать очень много, но все это совсем не обязательно приводит к положительной трансформации того, что сопротивляется, потому что сопротивление иногда играет роль защиты организма от повреждений. Следовательно, не любое преодоление сопротивления может воспитывать в человеке волю и трансформировать то, что сопротивляется ей.

Существует много направлений, в которых человек может делать усилия, но только одно из них является подлинным.  Усилия могут быть направлены на достижение чего-либо в этом материальном мире или на освобождение от чего-то, препятствующего движению к цели. Единственно верным направлением может быть только то, в котором человек следует по направлению к Божественной истине. При этом ему не нужно преодолевать препятствия на этом пути, нужно только освобождаться от всего в нём, что привязывает его к низшей природе. Человек должен освободиться от элементов низшей природы в нем самом и тогда внешние соблазны будут бессильны в своем стремлении захватить его. Если человеку удастся преодолеть низшую природу в себе самом, то для него при этом исчезнут и внешние соблазны. Следовательно, на духовном пути человек не встречает каких бы то ни было внешних препятствий или соблазнов, и не они препятствуют его работе или соблазняют его, соблазняется в нем самом его низшая природа. Это она внутри него стремится быть единой сама с собой – внешней. Когда человек оправдывается в своих действиях или отношениях, то это низшая природа пытается закрыть свое лицо, чтобы остаться неузнанной. И когда человек, вставший на внутренний путь, не смотря на все ухищрения низшей природы, все-таки обнаруживает её внутри себя, то она, не желая оставлять его, сопротивляется. Именно в это время, в период обнаружения в себе низшей природы, возможна её трансформация.

Внимание человека – это канал, по которому трансформирующая энергия поступает в объект, на который это внимание направлено. Поэтому, устойчивое внимание человека, направленное на проявления низшей природы, может трансформировать их. Но для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы поток внимания содержал в себе определенное отношение к тому, на что оно направлено. Для трансформации проявлений низшей природы в человеке необходимо, чтобы у духовного искателя было неприятие этих проявлений. И в этом проявляется искренность человека. Дело в том, что низшая природа предстает перед человеком в привлекательном виде и стремится удерживать его внимание на своих проявлениях. Здесь следует обратить внимание на то, что в таких взаимоотношениях внешняя часть низшей природы предстаёт как активная часть, а человек – пассивная. И каждый раз, когда при взаимоотношениях человека с окружающим миром или со средствами массовой информации, которые представляют внешнюю часть низшей природы, происходит взаимодействие, происходит трансформация пассивной воспринимающей части, на которой сконцентрировано внимание низшей природы. Человек, в таких случаях выполняет пассивную роль и, поэтому, постепенно трансформируется по образу и подобию внешних обстоятельств. И он может трансформировать то, на что направляет свое активное внимание. Но активное внимание имеет еще одну особенность – оно защищает. Если человек осознает, в каком направлении внешнее влияние может трансформировать его природу и осознанно относится ко всему, что происходит в окружающем его мире, то этим самым он еще и защищает себя от внешних влияний. И не важно, что это будет, или телевизионные передачи, или же какая-либо печатная продукция или, наконец, влияние на него авторитетных людей или обстоятельств.

В наибольшей мере человек пассивен и открыт определенным влияниям, когда в нём есть вера, которая настежь открывает внутренние врата всему, что исходит от объекта веры. Если человек, безусловно, верит, что болезнь, которой он болеет, сведет его в могилу, то, конечно же, вылечиться ему не удастся. Если он верит, что Библия – это святая книга, то не будет замечать в ней ни лжи, ни жестокости, ни исторических искажений.

Существует множество способов, при помощи которых можно внушить человеку веру во что-либо или в кого-либо, и даже веру в Бога. Хотя любое внушенное состояние или стремление – это всегда догма, которая может быть разрушена и заменена на другую, потому что она связана с внешней частью человеческого существа. Истинная вера в Бога не может быть внушена, так как опирается на внутреннюю истинную часть – центральное существо и истинное «Я» человека, и появляется только тогда, когда человек становится единым с Богом. Любая вера лежит за пределами ума и не может быть подвержена его контролю. И необходимы экстремальные обстоятельства, чтобы поколебать веру или даже разрушить её.