Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

РАЗДЕЛЕНИЕ И ЕГО СЛЕДСТВИЯ

2010-08-02

Человек – социальное существо и отсюда понятно его стремление ко всякого рода объединениям. Личность человека имеет много граней и объединение по какому-то одному интересу может касаться какой-то одной его грани, остальные же могут остаться свободными валентностями, и это не может не отозваться на индивидуальных и социальных психологических особенностях человека. Депривация всегда ведет к обеднению и деформации личности человека. И если   какая-то грань личности человека не получает насыщения, то она может или не раскрыться, или же впитать в себя разрушительные внешние влияния и, в результате, деформировать всю личность человека. Дело в том, что каждая возможность содержит в себе целый аккорд проявлений. Например, возможность любви содержит в себе, как высочайшую божественную безобъектную любовь, так и более низкие её проявления, вплоть до секса. Отвержение содержит в себе, как отвержение всего, что не соответствует Божественной истине, так и агрессию и даже насилие. Разумеется, между этими крайностями есть ещё много промежуточных аспектов проявления отвержения.

У различных людей возможности, с которыми они рождаются, не одинаково выражены изначально. Более того, различные части спектра каждой возможности так же выражены не одинаково. Поэтому, мы можем уже в раннем возрасте детей, замечать особенности их характера. У одних он может быть агрессивным, а у других спокойный и наполненный любовью ко всему окружающему. Одни из них стремятся познать всё, что их окружает, а другие – сломать то, что имеют. Одни – с удовольствием учатся, другие же, хотят получать удовольствия, не прикладывая для этого никаких позитивных усилий. Раскрывающиеся возможности, создают у человека состояние своеобразного голода, потому что каждая из них требует для себя соответствующей пищи. Возможности человека, как и всё в природе, имеют свою статику и динамику. В своей динамике они воздействуют на всё человеческое существо, настраивая его на соответствующую часть доминирующей возможности. В человеке это проявляется в том, что он начинает обращать своё внимание на соответствующие объекты внешнего мира, в нём просыпаются влечения, которые он вначале не осознавал, но уже невольно следовал им. В дальнейшем это влечение человек начинает осознавать, и оно становится частью его жизни и личности.

Для того, чтобы все грани формирующейся человеческой личности были насыщены, во внешних условиях существования человека должны быть адекватные возможности. И здесь мы встречаемся с вариантами, в которых или во внешнем мире нет тех возможностей, которые необходимы для насыщения свободных валентностей человека, или же набор его внутренних возможностей ограничен. Могут быть и такие варианты, когда один человек имеет слишком много активных возможностей, а другой – слишком мало. Сумму возможностей человека можно представить в виде круга, разделённого на секторы, каждый из которых представляет собой какую-либо отдельную возможность. Периодически секторы этого круга возможностей расширяются и даже могут занять весь круг, так как внешние условия вошли в полное созвучие с возможностями человека. В это время все остальные возможности или находятся в подчинённом состоянии или же полностью подавлены той возможностью, которая вышла на передний план и насыщается.

Обычно, у человека вначале его жизни, первыми открываются более низкие части возможностей, которые относятся к животному уровню, направленные на сохранение жизни, и только в дальнейшем, постепенно начинают открываться и более высокие духовные части возможностей. И, к этому следует добавить, что в первую очередь всегда открывается статическая часть возможностей и только потом их динамическая часть, в которой эти возможности могут реализоваться. В статическом состоянии возможности могут находиться иногда до тех пор, пока внешние условия не станут благоприятными для их реализации.

Внешние условия могут, как стимулировать открытие возможностей, так и тормозить их. И это происходит более успешно, если человек не осознает происходящую стимуляцию или торможение.